Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие грамматического строя речи у дошкольников»
Подготовила Исаева А.М.
учитель – дефектолог
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Процесс освоения детьми дошкольного возраста грамматическим строем речи происходит постепенно.
У детей второго года жизни в процессе взаимодействия со взрослым формируется как пассивная, так и активная речь. Ребенок осваивает звуковую сторону речи, у него начинает развиваться фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка. От улавливания общей ритмико-мелодической структуры слова и фразы он переходит к пониманию речи.
К концу третьего года жизни дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь описательную, способны к правильному произношению основных звуков родного языка. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. В этом возрасте ребенок овладевает и грамматическим строем родного языка. Появляются однословные, затем двухсловные предложения. Отношение малыша к языку активное, он занимается словотворчеством, рифмотворчеством.
Дети четвертого года жизни овладевают повелительным наклонением глаголов (принеси, унеси, принесут и т.д.), могут образовывать множественное число, в речи часто используют многословные предложения.
Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).
В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа (Дорога ведет к полям, лесам. Любоваться полями, степями), изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения(На речке мы купались, играли, загорали), пользуются противительными союзами (Снег выпал значит наступила зима, а до тех пор была осень). Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных (Одно яйцо много яйцов и т.д.); неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является одной из ведущих задач в речевом развитии дошкольников, имеет свои особенности усвоения и проходит поэтапно.
В заключение хочется назвать необходимые условия, которые должны быть обеспечены для успешного овладения ребёнком грамматическими нормами языка в дошкольном детстве:
1) позаботиться о правильной языковой среде, если окружающие ребёнка взрослые говорят неправильно, то также будет говорить и ребёнок;
2) всячески избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи, поскольку в этом случае он будет полностью дезориентирован – не поймёт, каким языковым нормам следовать;
3) избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи, которую он не может четко воспринять, а значит, и использовать как полноценный образец для подражания;
4) особое внимание обращать на чёткость произнесения окончаний слов и предлогов самими взрослыми людьми, поскольку эти элементы нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит и неопределённо слышимыми;
5) постараётесь увлечь ребёнка игрой "в слова", сделав это для него интересным и даже радостным занятием, которое ему нравится и вызывает у него только положительные эмоции.
Выполнение всех этих элементарных условий предупредит появление у ребёнка многих школьных проблем. Отсюда очевидно значение своевременного и достаточно хорошего овладения детьми речью, а именно грамматическим строем, своевременно начатой коррекционной работы по устранению её нарушений.
В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведется по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей. В основе обучения лежат дидактические игры и упражнения.