Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие грамматического строя речи у дошкольников»

 

Подготовила Исаева А.М.

учитель – дефектолог


     Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Процесс освоения детьми дошкольного возраста грамматическим строем речи происходит постепенно.

У детей второго года жизни в процессе взаимодействия со взрослым формируется как пассивная, так и активная речь. Ребенок осваивает звуковую сторону речи, у него начинает развиваться фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка. От улавливания общей ритмико-мелодической структуры слова и фразы он переходит к пониманию речи.

К концу третьего года жизни дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь описательную, способны к правильному произношению основных звуков родного языка. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. В этом возрасте ребенок овладевает и грамматическим строем родного языка. Появляются однословные, затем двухсловные предложения. Отношение малыша к языку активное, он занимается словотворчеством, рифмотворчеством.

Дети четвертого года жизни овладевают повелительным наклонением глаголов (принеси, унеси, принесут и т.д.), могут образовывать множественное число, в речи часто используют многословные предложения.

Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).

В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа (Дорога ведет к полям, лесам. Любоваться полями, степями), изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения(На речке мы купались, играли, загорали), пользуются противительными союзами (Снег выпал значит наступила зима, а до тех пор была осень). Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных (Одно яйцо много яйцов и т.д.); неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является одной из ведущих задач в речевом развитии дошкольников, имеет свои особенности усвоения и проходит поэтапно.

            В за­клю­че­ние хо­чет­ся на­звать не­об­хо­ди­мые ус­ло­вия, ко­то­рые долж­ны быть обес­пе­че­ны для ус­пеш­но­го ов­ла­де­ния ре­бён­ком грам­ма­ти­че­ски­ми норма­ми язы­ка в до­шко­ль­ном дет­ст­ве:                                             

1) по­за­бо­тить­ся о пра­виль­ной язы­ко­вой сре­де, ес­ли ок­ру­жаю­щие ре­бён­ка взрослые го­во­рят не­пра­виль­но, то так­же бу­дет го­во­рить и ре­бё­нок;              

2) вся­че­ски из­бе­гать дву­язы­чия в пе­ри­од ста­нов­ле­ния у ре­бён­ка ре­чи, по­сколь­ку в этом слу­чае он бу­дет пол­но­стью дез­ори­ен­ти­ро­ван – не пой­мёт, ка­ким язы­ко­вым нор­мам сле­до­вать;

3)  из­бе­гать в при­сут­ст­вии ре­бён­ка то­ро­п­ли­вой, не­ряш­ли­вой ре­чи, кото­рую он не мо­жет чет­ко вос­при­нять, а зна­чит, и ис­поль­зо­вать как пол­ноцен­ный об­ра­зец для под­ра­жа­ния;        

4) осо­бое вни­ма­ние об­ра­щать на чёт­кость про­из­не­се­ния окон­ча­ний слов и предлогов са­ми­ми взрос­лы­ми людь­ми, по­сколь­ку эти эле­мен­ты на­шей ре­чи в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев яв­ля­ют­ся без­удар­ны­ми, а зна­чит и не­оп­ре­де­лён­но слышимы­ми;

5) по­ста­раё­тесь ув­лечь ре­бён­ка иг­рой "в сло­ва", сде­лав это для не­го ин­те­рес­ным и да­же ра­до­ст­ным за­ня­ти­ем, ко­то­рое ему нра­вит­ся и вы­зы­ва­ет у не­го толь­ко положи­тель­ные эмо­ции.

Вы­пол­не­ние всех этих эле­мен­тар­ных ус­ло­вий пре­ду­пре­дит по­яв­ле­ние у ребён­ка  мно­гих школь­ных про­блем.  От­сю­да оче­вид­но зна­че­ние своевремен­но­го и дос­та­точ­но хо­ро­ше­го ов­ла­де­ния деть­ми ре­чью, а имен­но грамма­ти­че­ским стро­ем,  свое­вре­мен­но на­ча­той кор­рек­ци­он­ной ра­бо­ты по устране­нию её на­ру­ше­ний.

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведется по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей. В основе обучения лежат дидактические игры и упражнения.