«Поговори со мною, мама»

Логопеды, врачи, воспитатели  бьют тревогу: с каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями. Причины нарушения в развитии речи, могут быть разные, выделяют биологические и социальные.

К биологическим причинам развития речевых нарушений относят гипоксию плода, родовые травмы, внутриутробные инфекции, мозговые инфекции, травмы и т.п.

К социальным причинам развития речевых нарушений относят двуязычие в семье, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка и  дефекты речи близких и окружающих людей.

В ходе индивидуальных консультаций многие родители вспоминают и рассказывают о том, что беременность и роды проходили без осложнений, что ребенок переболел лишь ОРВИ, ОРЗ. Значит в основном причины тут другие…это социальные причины.

Задайтесь вопросом: сколько в среднем вы родители уделяет времени чтению книг и общению? Принято ли у вас беседовать о том, как прошел день? Разговариваете ли вы с ребенком, когда ведете его из детского сада? Все чаще вижу, как родители разговаривают по телефону, ведя ребенка домой. Многие считают, что главная задача родителей это во время  накормить, спать уложить, одеть, обуть детей, а речевое развитие пускаем на самотек.

В моем детстве мультфильмы (причем советские, хорошего морального качества, с правильной, вежливой речью персонажей) шли по субботам и воскресеньям, но не весь день, а минут так тридцать. Поэтому детям моего детства просто вынуждены были читать.

Вспомните, родители, сколько игр было в вашем детстве? Казаки-разбойники, море волнуется раз, резиночки, классики, испорченный телефон, да еще многое чего! Все эти игры, так или иначе, подразумевали общение между детьми, развивало их физическую активность. Как дети общаются сегодня? Сидят на лавочке возле дома и играют в «Злобные птички» на планшете или же «танчики» на компьютере. Дети мало двигаются и мало разговаривают. Современные технологии в виде компьютеров, айфонов, интернета плотно входят в нашу жизнь. Уже двухлетние – трехлетние дети  ловко кликают кнопками мышки или сенсорного телефона,  но с удивлением смотрят на юлу, волчок или домино.

Итак, что же делать?

  1. В первую очередь обратите внимание на свою речь, на сколько, она грамотная, на сколько, она богатая и правильная.
  2. Чаще общайтесь с детьми о том, как прошел день, о его друзья, о том, что он думает… обо всем.  Терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Вы родители и другие члены семьи – самые желаемые собеседники, именно ваша речь это идеальный образец речевого поведения.
  3. Читайте детям сказки, рассказы. Через «не хочу», «нет времени» читать, хотя бы по 15 минут в день.
  4. Телевизор, игры на телефоне, компьютере сводите к минимуму. Не больше 30 минут в день.
  5. Конструктор, пластилин, карандаши и раскраски  должны быть лучшими друзьями вашего ребенка. Ученые доказали, что «Речь ребенка находится на кончиках его пальцев». По мере того, как детские пальчики будут развиваться, его речь будет все понятнее не только маме, но и окружающим.
  6. Слушайте аудиосказки, песенки, детские стихи. Когда ребенок слушает, а не смотрит, это развивает у него фонематический слух, слуховую внимательность, фантазию.
  7. Очень часто дети, которые плохо говорят еще и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно предлагайте ребенку кушать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и мясо кусками.
  8. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски и от сосания пальчика.
  9. Не разрешайте ребенку спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть.
  10. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Все, что мы вкладываем в ребенка, рано или поздно, дадут свои результаты и принесут плоды.  Мамина любовь и папина забота просто творит чудеса.

 Желаю Вам всего хорошего и терпения в развитии речи ваших детей.

 С уважением Исаева А.М.