Дислексия
В современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия – полное отсутствие чтения, дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв.
1. Происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание
2. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
В процессе можно условно выделить две стороны:
- техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением)
- смысловую, которая является основной целью чтения.
Навык чтения проходит в процессе формирования ряд этапов( по ЕгоровуТ.Г.):
- овладение зукобуквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- становление синтетических приемов чтения;
- синтетическое чтение;
Авторы: Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. Беккер,О. А. Токарева, Р.И. Лалаева
Причины: до настоящего времени причины точно не установлены. Чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.
Некоторые авторы говорят о наследственной предрасположенности, другие отмечают пренатальные, натальные и постнатальные вредности и патологические факторы, третьи связывают дислексию с воздействием биологических и социальных факторов.
Нарушения чтения могут вызываться причинами органического характера, т.е. повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазиях, дизартрии, алалии), а также причинами функционального характера.
Функциональные причины (задерживают формирование психических функций, обеспечивающих процесс чтения):
-внутренние (соматические заболевания);
-внешние(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, педзапущенность)
Классификация:
По проявлению выделяют две формы:
-литеральную(неспособность или трудность в усвоении букв);
-вербальную(трудности чтения слов) Это условное деление т.к. обе формы можно встретить у одно и того же ребенка.
По Токаревой О.А. дислексии классифицируют в зависимости от первично нарушенного анализатора слухового, зрительного или двигательного. В связи с этим выделяют:
- акустическую (самая распространенная, связана с недифференцированностью слухового восприятия и недостаточным развитием слухового анализа) Здесь буква не воспринимается как сигнал фонемы, смешиваются сходные по артикуляции и звучанию звуки(свистящие –шипящие, звонкие-глухие и т.д.)
-оптическую (неустойчивость зрительного восприятия и представлений) Плохо формируются связи зрительный образ буквы – звук, одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается смешение букв сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении (вербальная дислексия).
- моторную(затруднения в движении глаз при чтении). Правда такие нарушения наблюдаются практически у всех детей с дислексией, это является не причиной, а следствием трудностей чтения. (Поэтому выделение моторной дислексии как самостоятельного вида многие считают не целесообразным)
По Хватцеву М.Е. дислексии классифицируют в зависимости от нарушенных механизмов.
-Фонематическая (нарушение фонематического слуха)
-Оптическая ( нарушение зрительного восприятия)
-Оптико-пространственная
-Семантическая
-Мнестическая.
Автор считал, что у детей могут наблюдаться только две первые формы, другие проявляются при афазиях, в результате распада соответствующих функций. Он не учитывал все операции процесса чтения.
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет:
-Фонематическую дислексию. Недоразвитие функции фонематической системы языка, где каждая единица характеризуется совокупностью смыслоразличительных признаков: твердость- мягкость, звонкость – глухость, место и способ образования, участие небной занавески. Если фонемы отличаются по одному признаку, говорят о близких звуках, если таких признаков несколько – звуки далекие, не сходные между собой. У ребенка могут быть недоразвиты ф-ции фонематического восприятия, анализа, синтеза, в зависимости от этого фонематическую дислексию делят на две формы:
Первая – нарушение чтения связано с недоразвитиемфонематического восприятия (дифференциация фонем) – трудности усвоения букв, замены звуков сходных по акустическим и артикуляционным признакам (б-п,д-т,с-ш,ж-ш….)
Вторая форма – недоразвитие фонематического анализа – побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставка гласных между согласными при стечении, перестановка звуков, пропуск и перестановка слогов)
- Семантическая дислексия (механическое чтение) нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Такие нарушения могут отмечаться при послоговом чтении и при синтетическом (чтении целыми словами).
Нарушение понимания прочитанного обусловлено тремя факторами:
-трудностями звукослогового синтеза (не узнают слова, разделенные на части, не способны объединить слоги в единое целое)
-недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения (слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
-бедностью словаря.
Особенно часто семантическая дислексия встречается у УО и детей с ЗПР.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислекии наблюдаются:
-изменение падежных окончаний и числа существительных (из-под листьях, у товарищах, около кошка)
-неправильное согласование в роде, числе и падеже сущ. и прил. (рассказ интересное, веселую детей)
- изменение числа местоимения (вместо все – весь)и родовых окончаний местоимений(такая город, наш ракета)
-изменение окончаний глаголов 3лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась)
-формы времени и вида глаголов (влетел-влетал, видит-видел)
Аграмматическая дислексия чаще встречается у детей с системным недоразвитием речи на синтетической ступени формирования навыка чтения.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв и недифференцированных заменах. Обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести последовательность из 3-5 звуков или слов, даже если воспроизводят, то нарушают порядок их следования, пропускают, сокращают их количество. Нарушение связи между звуком и буквенным образом наиболее ярко проявляется на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешении сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительным элементом (Ш-Щ, З-В, Л-Д), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве(Т-Г, Р-Ь,Н-П).
Данная форма дислексии связана с недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-пространственного восприятия, нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат нарушения дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешение тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, и точек расположенных зеркально. У таких детей отмечается скачкообразность движений пальцев, неловкость, лишние движения.
Характеристика ошибок:
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).
3. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
5. Аграмматизм при чтении. Он проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Симптоматика и течение дислексии зависит от ее вида, степени выраженности, этапа овладения чтением.