Дислексия

В современной литературе используют следующие термины для обозначения  нарушений чтения:  Алексия – полное отсутствие чтения, дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв.

1. Происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание

2. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

 В процессе можно условно выделить две стороны:

- техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением)

- смысловую, которая является основной целью чтения.

Навык чтения проходит в процессе формирования ряд этапов( по ЕгоровуТ.Г.):

  1. овладение зукобуквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. становление синтетических приемов чтения;
  4. синтетическое чтение;

Авторы: Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. Беккер,О. А. Токарева, Р.И. Лалаева

Причины: до настоящего времени причины точно не установлены. Чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Некоторые авторы говорят о наследственной предрасположенности, другие отмечают пренатальные, натальные и  постнатальные вредности и патологические факторы, третьи связывают дислексию с воздействием биологических и социальных факторов.

Нарушения чтения могут вызываться причинами органического характера, т.е. повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазиях, дизартрии, алалии), а также причинами функционального характера.

Функциональные причины (задерживают формирование психических функций, обеспечивающих процесс чтения):

-внутренние (соматические заболевания);

-внешние(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, педзапущенность)

Классификация:

По проявлению выделяют две формы:

-литеральную(неспособность или трудность в усвоении букв);

-вербальную(трудности чтения слов) Это условное деление т.к. обе формы можно встретить у одно и того же ребенка.

По Токаревой О.А. дислексии классифицируют в зависимости от первично нарушенного анализатора слухового, зрительного или двигательного. В связи с этим выделяют:

- акустическую (самая распространенная, связана с недифференцированностью слухового восприятия и недостаточным развитием слухового анализа) Здесь буква не воспринимается как сигнал фонемы, смешиваются сходные по артикуляции и звучанию звуки(свистящие –шипящие, звонкие-глухие и т.д.)

-оптическую (неустойчивость зрительного восприятия и представлений) Плохо формируются связи зрительный образ буквы – звук, одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается смешение букв сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении (вербальная дислексия).

- моторную(затруднения в движении глаз при чтении). Правда такие нарушения наблюдаются практически у всех детей с дислексией, это является не причиной, а следствием трудностей чтения. (Поэтому выделение моторной дислексии как самостоятельного вида многие считают не целесообразным)

По Хватцеву М.Е. дислексии классифицируют в зависимости от  нарушенных механизмов.

-Фонематическая (нарушение фонематического слуха)

-Оптическая ( нарушение зрительного восприятия)

-Оптико-пространственная

-Семантическая

-Мнестическая.

Автор считал, что у детей могут наблюдаться только две первые формы, другие проявляются при афазиях, в результате распада соответствующих функций. Он не учитывал все операции процесса чтения.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет:

-Фонематическую дислексию. Недоразвитие функции фонематической системы языка, где каждая единица характеризуется совокупностью смыслоразличительных признаков: твердость- мягкость, звонкость – глухость, место и способ образования, участие небной занавески. Если фонемы отличаются по одному признаку, говорят о близких звуках, если таких признаков несколько – звуки далекие, не сходные между собой. У ребенка могут быть недоразвиты ф-ции фонематического восприятия, анализа, синтеза, в зависимости от этого фонематическую дислексию делят на две формы:

Первая – нарушение чтения связано с недоразвитиемфонематического восприятия (дифференциация фонем) – трудности усвоения букв, замены звуков сходных по акустическим и артикуляционным признакам (б-п,д-т,с-ш,ж-ш….)

Вторая форма – недоразвитие фонематического анализа – побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставка гласных между согласными при стечении, перестановка звуков, пропуск и перестановка слогов)

- Семантическая дислексия (механическое чтение) нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Такие нарушения могут отмечаться при послоговом чтении и при синтетическом (чтении целыми словами).

Нарушение понимания прочитанного  обусловлено тремя факторами:

-трудностями звукослогового синтеза (не узнают слова, разделенные на части, не способны объединить слоги в единое целое)

-недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения (слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

-бедностью словаря.

Особенно часто семантическая дислексия встречается у УО и детей с ЗПР.

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислекии наблюдаются:

-изменение падежных окончаний и числа существительных (из-под листьях, у товарищах, около кошка)

-неправильное согласование в роде, числе и падеже сущ. и прил. (рассказ интересное, веселую детей)

- изменение  числа местоимения (вместо все – весь)и родовых окончаний местоимений(такая город, наш ракета)

-изменение  окончаний глаголов 3лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась)

-формы времени и вида глаголов (влетел-влетал, видит-видел)

Аграмматическая дислексия чаще встречается у детей с системным недоразвитием речи на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв и недифференцированных заменах. Обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести последовательность из 3-5 звуков или слов, даже если воспроизводят, то нарушают порядок их следования, пропускают, сокращают их количество. Нарушение связи между звуком и буквенным образом наиболее ярко проявляется на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешении сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительным элементом (Ш-Щ, З-В, Л-Д), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве(Т-Г, Р-Ь,Н-П).

Данная форма дислексии связана с недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-пространственного восприятия, нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

При органическом поражении головного мозга  может наблюдаться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат нарушения дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешение тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, и точек расположенных зеркально. У таких детей отмечается скачкообразность движений пальцев, неловкость, лишние движения.

Характеристика ошибок:

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).

2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).

3. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.

5. Аграмматизм при чтении. Он проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладе­ния навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Симптоматика и течение дислексии зависит от ее вида, степени выраженности, этапа овладения чтением.