Алалия

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры голов­ного мозга во внутриутробном или раннем периоде раз­вития ребенка.

Термин «алалия» (от греч. а — отрицание, lalio— говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье. В симптоматике расстройств при алалии преобла­дающими являются языковые нарушения. Это наиболее тяжелый дефект речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Серьёзные исследования появились в 1877 году – классификация, разработанная Кусмаулем. Было выделено 10 видов речевых нарушений, среди которых была выделена Алалия. Тем не менее, точное описание детей с Алалией появилось в 1888 году. Немецкий врач Коэн заложил основы первого направления в изучении этих детей. Это направление называлось КЛИНИЧЕСКИМ. Коэн впервые описал ребёнка, который не только не мог произносить слова, но не произносил даже звуки и слоги. Такое состояние автор охарактеризовал как СЛУХОНЕМОТУ.

Коэн считается родоначальником моторной теории. Он сделал предположение, что у такого ребёнка не сформированы те функц-е системы, которые отвечают за моторику речи, но рассматривал причину этого нарушения как функциональную.

Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Ме­лехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.

В изучении доминирую­щим является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей.

Причины:

Речевые движения организуются определёнными зонами коры головного мозга.

Иванов (болгарский врач) написал, что с его точки зрения апраксия обусловлена недоразвитием лобных отделов коры головного мозга (1972).

- пренатальный период (токсикоз, асфиксия и др)

Клиническое направление представлено и работами русских врачей.

Богданов-Березовский до революции в Москве организовал стационар по изучению таких детей. В 1909 году вышла его книга «Изучение неговорящих детей-алаликов». Это изучение привело его к мысли о том, что часто причиной отсутствия речи является интеллектуальное нарушение. Такой позиции придерживались Трошин и Р.А.Белова-Давид.

В основном, в советской логопедии считается, что у этих детей иная причина. Г.В.Горовец (врач) долгие годы изучала этих детей и пришла к выводу, что моторная алалия неоднозначна.

В течение длительного периода изучения алалии высказы­вались разные предположения по поводу причин ее возник­новения. Так, Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс(1931), М. Зееман (1962) и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Р. Лухзингер(1970), М. Берри(1957), М. Б. Эйдинова(1961), В. А. Ковшиков (1985) и другие – с природовыми черепно-мозговыми травмами и асфиксией ново­рожденных. Родовые травмы и асфиксии в ряде случаев явля­ются следствием внутриутробной патологии.

Среди этиологических факторов выделяются также внут­риутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные усло­вия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Некоторые авторы (Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лух­зингер, А. Салей, 1977, и др.) подчеркивают роль наследствен­ности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.

В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых повреждений (ми­нимальной мозговой дисфункции). В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

Виды алалий

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.        

Среди неречевых расстройств при алалии выделяют мотор­ные, сенсорные, психопатологические симптомы.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока ) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные(сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозмож­ности грамматических, лексических и фонематических опе­раций при относительной сохранности смысловых и артику­ляционных операций.

В 60-х г.г. прошлого столетия большое исследование провела Вера Константиновна Орфинская. Исследовав большую группу детей, она пришла выводу, что нельзя разделить детей и по клинической, ни по педагогической классификации. Выделила 10 форм алалии. Можно разделить на 2 группы. Первую группу составили нарушения речи, которые названы автором ПЕРВИЧНЫМИ. Вторую группу составили ВТОРИЧНЫЕ.

Первичное недоразвитие языковой системы объединяет 6 форм алалии (3 моторных и 3 сенсорных):

МОТОРНЫЕ:

  1. Моторно-морфемная (морфологическая) – проявляется в том, что ребёнок пользуется речью и его речь состоит в основном из корневых слов. Существенные трудности проявляются при различении и образовании производных слов. Как следствие, ребёнок не овладевает морфемной системой языка.
  2. У ребёнка нарушены произвольные речевые движения. Не может произвести намеренных артикуляционных движений. Как следствие, у ребёнка нарушена фонетическая систем языка.
  3. В моторный компонент добавляется сенсорный компонент. Реб. не усваивает слова, поскольку у него существенное затруднение фонематического анализа.

СЕНСОРНЫЕ:

  1. Смешанные вид. Ребёнок не воспринимает речь и сам не говорит (грубо нарушен фонематический слух)
  2. Ребёнок не дифференцирует звуковые ряды (слова, которые похожи по общему звучании), не может овладеть значениями слова. Как следствие – нарушены все языковые системы.
  3. Характеризуется тем, что ребёнок не дифференцирует звуки, похожие по акустическим признакам (не дифференц.фонетические паронимы –мишка-миска)

Вторичные недоразвития речи. Первично у детей нарушены другие процессы. Как следствие, не развивается речь.

Различают формы алалии:

  1. Моторно-синтаксическая (у ребёнка есть отдельные слова, но он не может объединить их во фразу). Ещё называют моторно-динамическая (Гриншпун). В.К.Орфинская считала, что первопричиной является нарушение пространственных и временных ориентировок. Как следствие, нарушается программирование речевого высказывания.
  2. Оптическая. Орфинская за Левиной выделили детей, которые не дифференцировали по форме, величине, количеству. В связи с этим у них не формировались языковые понятия и это приводило к нарушению всех языковых систем. (нарушена функция зрительного анализатора)
  3. Сопряжена с тем, что у ребёнка в недостаточной мере сформирована память – мнестическая недостаточность. Различают две формы: 1. сенсомоторная амнестическая (ребёнок не может даже отражённо повторить предложения) – наблюдается нарушение слухового и речедвигательного анализаторов. И
  4.  сенсорно-амнестическая (нарушены связи между слуховыми и зрительными анализаторами)- ребёнок не различает, какой звуковой комплекс к какому предмету относится.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) АЛАЛИЯ

Моторная алалия (a. motoria; лат. motor двигательный) — это системное недоразвитие эксп­рессивной речи центрального органического характера, обус­ловленное несформированностью языковых операций процес­са порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

В основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сво­дится к кинестетической апраксии (ребенок не ощущает движения органов артикуляции и не может их контролировать. Сигнал проходит по афферентным путям),

При эфферентной — к кинетической апраксии (не дает возможности ребенку организовать серийные движения, переключиться с одного артикуляционного уклада на другой. Ребенок не может овладеть минимальной технической единицей речи- слогом. У него грубо нарушена слоговая структура слова).

Современный психолингвистический подход нашел отра­жение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ков­шиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).

В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамма­тических, фонетических) при относительной сохранности смыс­лового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение (первично нарушена речевая деятельность говорения.

СИМПТОМАТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Речевая симптоматика. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компо­ненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием.

Затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках и их переключениях приводят к несформированности как самих звуков, так и слоговой структуры слова (Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт). Наблюдаются многочисленные ошибки.

При моторной алалии имеется два типа нарушения звука:

  • отсутствие звука
  • замена звуков.

Степени звукопроизношения могут быть разные:

  • тяжелая степень. Отсутствие согласных раннего онтогенеза (смычные, смычно-проходные). Отсутствие звуков поздного онтогенеза (шипящие, свистящие, соноры, аффрикаты).
  • Замены звуков – литеральная парафазия. Вербальные замены:

- отсутствующий звук заменяет разными звуками (собака – фобака, топака). Вариативные замены. Под влиянием соседних артикуляций.

- в речи звук более простой по артикуляции заменяется звуком сложным по артикуляции (собак –шобака, щобака).

По мере становления речи количество вариативных замен увеличивается. Постановка звука не вызывает трудностей, но автоматизировать в речь чрезвычайно сложно. Звуковая структура слова нарушена первично.

Маркова А.К. выделила 6 типов нарушения слоговой структуры:

  1. элизии – усечение слогового контура слова (велосипед – сипед) в 2 вариантах:
  • когда ребенок усекает целый слог или несколько слогов.
  • Только при моторной алалии. Ребенок припускает только слогообразующую гласную. (поросенок – просенок).

Такой вид элизии мы видим на письме.

  1. персеверация – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове.

     Важно увидеть в каком месте слова это происходит. Самая опасная персеверация – на первом слоге, т.к. первый слог запускает всю слоговую программу, вытаскивает автоматически все другие; поломка первого слога может перерасти в заикание. (заикание – судорожный компонент).

  1. антиципация – уподобление одного слога другому. (бегемот – бибимот).
  2. итерация – добавление лишней слогообразующей гласной, там где имеется стечение согласных. (трава – тырава).
  3. перестановка слогов в слове (печенье – чепенье).
  4. контаминация – соединение частей двух слов. (трактор пашет – трашет).

Нарушение рит­мической организации слова проявляется в замедленности ре­чевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между слогами и словами, с равно- и разноударностью. Речь носит характер скандированности(между одинаковыми по величине речевыми отрезками есть равной длительности паузы) или фрагментарности (разные речевые отрезки разры­ваются разновеликими интервалами). Несформированностьритмической структуры и слова, и фразы сопровождаются на­рушением мелодики, темпа, ритма речи. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.

Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике непра­вильно. Бедность лексико-семантических средств приводит к разнообразным заменам по сходству, смежности, по контрас­ту (стирает моет, топор молоток, чашка стакан и  т.д.)- Чаще выявляются замены по внешним признакам предмета, реже — основанные на функции (внутренних при­знаках).

Дети не используют предлоги, союзы, в их речи нет четкости родовых и числовых окончаний и т. д. Не­правильно используются смыслоразличительные приставки (Кошка спать диван.). Преобладают корневые слова, лишенные флексий, отмечается морфологическая неоформленность высказывания.

Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов. Чаще этот вид аг­рамматизма отмечается при более тяжелой речевой несформированности. Ребенок отвечает одним-двумя словами в сочета­нии с жестом.Несформированность речевых операций (замысел, программирование, отбор и син­тез речевого материала) выражается в том, что ребенок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль. В первую очередь страдает глагол. Необходимо начинать с формирования предикативной формы.

Морфемный аграмматизм – нарушение сочетаемости слов в предложении по законам грамматики.

Проявляется в том, что все слова в предл-нии ребенок оформляет начальными формами слов (Миша кушать кашу).

  Проявляется в том, что в речи начинает работать закон сверхгенерализации. (Ешь ложкой и ножой).

  Проявляется в том, что происходит смешение (Вся земля покрыта снегой).

Шаховская. Морфемный аграмматизм заключается в редукции окончания слов. Редукции подвергается окончание прилагательных. (Чашка желт. Шарф красн.)

Выявляются трудности построения фра­зы, значительные трудности - при объеди­нении предложений в связные высказывания, обнаружи­вается несформированность умения строить контекст, который требует сложной аналитико-синтетической деятельности. Речь сбивчивая, непонятная, страдает временная и причинно-след­ственная связь.

Неречевая симптоматика моторной алалии. У детей с ала­лией выявляется несформированность не только речевой дея­тельности, но и ряда моторных и психических функций, наблюдается неврологическая симптомати­ка.

Одни дети ра­сторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперак­тивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные

У детей отмечается недоразвитие многих высших психи­ческих функций (памяти, внимания, мышления и др.),

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи,

Основным симптомом сенсорной алалии является нару­шение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это при­водит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздра­жителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обо­значаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.

 У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференциру­ются фонемы и не воспринимается слово целиком.

Сенсорное  нарушение отличается от сни­женного слуха отсутствием четкого порога восприятия, у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функ­ции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.

Увеличение громкости обращенной речи улучшает пони­мание слабослышащих детей и приводит к обратному эффек­ту у детей с сенсорной алалией.

Более тихую спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обыч­но воспринимает лучше, чем речь повышенной громкости, крик. Использование слуховых аппаратов улучшает воспри­ятие слабослышащих и не приводит к улучшению восприя­тия при сенсорной алалии.

  В отличие от слабослышащих дети с сенсорной алалией часто имеют гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т. д. дают на них болез­ненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Степени недоразвития речеслухового анализатора бывают различными.

Фонематическое восприятие развивается замед­ленно и надолго остается несформированным.

В работах В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и других иссле­дователей показано, что при сенсорной алалии страдает раз­личение фонем, фонематический анализ и анализ морфологи­ческого состава слов. Именно это и составляет специфику данного нарушения.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собствен­ная речь.

Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточнос­тью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появ­ляется ситуационное, более устойчивое понимание и употреб­ление отдельных слов и простых словосочетаний. В лепете различаются отдельные слова или их обрывки, междометия, которые продуцируются вне связи с ситуацией. Значение слов, проговариваемых ребенком, неустойчиво. Наличие слов в ак­тивном словаре превышает пассивный словарь.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех из­вестных ребенку слов — своеобразная логоррея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова и сло­восочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее — эхолалия.