Почему ребенок не говорит?

Рекомендации по коррекции речи детей с ЗРР

Малышу уже почти два, а он упорно не говорит. Что же делать? Бить тревогу или ждать? Норма это или патология? Как поступить в такой ситуации - ждать или обратиться к врачу?

Для беспокойства есть причины, ребенок наиболее восприимчив к обучению речи в первые три года жизни. Есть мнение, что если ребенок долго не говорит, то потом начнет произносить сразу сложные предложения и быстро догонит сверстников. Может быть и так, но если ребенок молчит в следствии каких то патологий, то после трех лет лечение будет достаточно затруднительным, а иногда практически не возможным.

Что же делать, если малыш не говорит? В первую очередь нужно постараться найти причину задержки речи у крохи. Без помощи врачей здесь не обойтись. Для начала посетите логопеда, что бы исключить физиологические нарушения артикуляционного аппарата.

Так же логопед проведет диагностику, чтобы определить на сколько речь отстает от нормы. Как логопед хочу заметить, что заключение по тестам может быть весьма не корректным. Малыш может замкнутся, испугаться человека в белом халате. Не редки случаи когда в медицинской карте ребенка написано "задержка речевого развитая", а на деле ребенок говорит лучше всех. Но это не повод для отказа от похода к врачу.

Так же нужно получить консультацию у невропатолога. Этого доктора родители очень часто игнорируют, а зря. Очень часты случаи, когда общаясь с родителями отстающих в развитии детей, выясняется, что невропатолог назначал лечение в раннем возрасте, но родители сочли излишнем выполнять его рекомендации. И вот, как говориться, на лицо проблемы, которых могло бы и не быть.

На первом году жизни органически поражения нервной системы поддаются коррекции на 90%, к трем годам этот процент падает до 60, а после трех лет может быть уже и слишком поздно. Не лишним будет показать ребенка лору.

Побуждаем ребенка к диалогу

Но что делать родителям, если все эти специалисты не обнаружили отклонений в развитии? В первую очередь нужно побуждать ребенка говорить, а не выполнять все его просьбы по первому взгляду или жесту.

Помните как в известном анекдоте, когда ребенок очень долго молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! - удивились родители, - ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», - невозмутимо ответил малыш.

Так же задержка речевого развития может быть в следствии недостаточного внимания к ребенку когда с ним мало общаются, не читают книжек, мало играют.

Развиваем мелкую моторику рук

Одной из причин задержки речи может быть не развитая мелкая и крупная моторика. Считается, что мелкая моторика рук связана с речевым центром головного мозга. Развитию мелкой моторики рук способствуют настольные игры с мелкими деталями: конструкторы "лего", мозаика, пазлы, кубики, пирамидки, домино, аппликация, лепка из пластилина.

Помните, что с мелкими предметами ребенок должен играть только под вашим присмотром, а пластилин должен быть Российского производства. Так же хорошие результаты дает перебор крупы. Смешайте немного риса и гречки и предложите ребенку разобрать их. Можно переливать воду из стакана в стакан.

Купите в канцтоварах разноцветные липкие ленты ценников, которые обычно наклеивают в магазинах на товар. Покажите ребенку, как их можно наклеивать на листок бумаги. Может получиться паровозик, гусеница, солнышко, цветочек.

С детьми по старше (4-5 лет) можно заняться поделками из бумаги оригами. Полезно катать между ладошками колючие мячики. Покупать такие мячики лучше в специальных ортопедических центрах или спортивных магазинах. Обыграть все это можно под сказку "Колобок".

 

Пальчиковая гимнастика

Одним из основных методов развития мелкой моторики рук в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика. Что же происходит, когда вы с малышом занимаетесь пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к стимуляции в речевых центрах головного мозга , что, в конечном итоге, способствует развитию речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают способность подражать взрослому, учат понимать речь, стимулируют речевую активность ребёнка. Развивается память малыша. В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Заниматься пальчиковой гимнастикой нужно регулярно. Занятия время от времени не дадут нужных вам результатов. Время занятий до пяти минут.

Если все же у вашего малыша остается задержка речевого развития и после трех лет, вам нужно тесно сотрудничать с такими специалистами, как невропатолог, дефектолог и логопед.

Любите своего малыша

Следующий совет быть может и банален, но все таки: любите своего малыша, больше общайтесь с ним. Не отмахивайтесь от него, как от назойливой мухи. Если ребенок пытается вам что-то сказать, а вы его не понимаете, не спешите говорить об этом ребенку. Внимательно выслушайте его, кивайте головой, произносите подбадривающие слова. Ребенок должен поверить, что его понимают и хотят слушать. В противном случае он может замкнутся.

А в заключении данной консультации хочу привести веселое стихотворение

Роберта Рождественского из цикла "Алешкины мысли":

Все меня настырно учат - от зари и до зари:

- Это - мама! Это - туча!

Это - ложка! Повтори!!"

Ну а я в ответ молчу.

Или - изредка - мычу.

Говорить я не у-ме-ю,

а не то что - не хочу…

Только все это - до срока.

День придет, чего скрывать,-

буду я ходить и громко

все на свете называть!

Назову я птицей - птицу,

дымом - дым, травой - траву.

И горчицею - горчицу,

вспомнив, сразу назову!…

Назову я домом - дом,

маму - мамой, ложку - ложкой…

…"Помолчал бы ты немножко!.." -

сами скажете потом.