Фонетико-фонематическое недоразвитие

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой группе относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на  овладение звуковым анализом.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р или л звуками л’ и йотj, с и ш звуком ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т’, д, д’.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например:  мягкий  звук ш’ вместо ш, вместо сс’, вместо чт’ и т.п.

При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным способом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторые сходные звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятии на слух  и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

    - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

     - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

    - при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

     а) замена звуков более простыми по артикуляции;

     б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

     в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

     г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

      а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;

      б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

      в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляционно-фонематической формы. 

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

    - сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);

    - выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

     - вычленить искаженные звуки  за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);

     - вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.         

При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:

       1. Соответсвует ли нечеткое восприятие звуков или неправильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?

       2. Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых?

   3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях, при восприятии слов паронимов)?

     4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонетического восприятия?

На материале речевых высказываний проводится оценка сфомированности звуко-слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.