Фонетико-фонематическое недоразвитие
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой группе относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р или л звуками л’ и йотj, с и ш звуком ф и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т’, д, д’.
В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш’ вместо ш, вместо с – с’, вместо ч – т’ и т.п.
При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным способом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторые сходные звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятии на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.
Такая форма нарушения, как отсутствие или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляционно-фонематической формы.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.
После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
- сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
- выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
- вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);
- вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.
При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:
1. Соответсвует ли нечеткое восприятие звуков или неправильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?
2. Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых?
3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (нерегулярно; в сложных фонетических позициях, при восприятии слов паронимов)?
4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонетического восприятия?
На материале речевых высказываний проводится оценка сфомированности звуко-слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.