Ринолалия

Ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного тембра голоса. Артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная.

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ (О.Р.)

Ротовые звуки приобретают назальность. Наиб. - гласных и и у (рот.полость сужена), наим. назальный оттенок а( рот. полость широко раскрыта). Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

Виды О.Р. 

1) Функциональная О.Р. Причина- недостаточный подъем мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — «привычная» О.Р. (наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба). Нет изменений твердого или мягкого нёба. Отмечается более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

2)Органическая О.Р.: а)Приобретенная О.Р.- при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причина- повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

                                             б) врожденная О.Р..Часто причина- врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Причинами возникновения расщелин лица могут быть генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для не сращения верхней губы и нёба является 7—8-я недели эмбриогенеза. Семейный характер редок.

Психическое развитие детей с расщелинами - разной группы: с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией. Встречаются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Часто отмечаются психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается (Волосовец Т. В.,). Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

Формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры. Отмечается назальность согласных. Наблюдается и фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются и дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.           

 Механизм нарушения при О.Р.:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.

Дисграфические ошибки:    1)замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи: придет — «принет», дал — «нал»;   2) пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, 3)замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились;   4)трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся,Звукц заменяется на с: «скворес» — скворец; 5)смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле; 6)пропуск одной буквы из стечения: «расвел» — расцвел; 7)Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.

Степень нарушения письма зависит от: глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды. Необходимо развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, бь, д, дь. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-не назальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина-  чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушений. 

Смешанная ринолалия

Выделяют некоторые авторы (М.Зееман, А. Митронович- Моджеевска). Это- состояние речи, характеризуется пониженным носовым резонансом при произнесении нос.звуков и наличием назального тембра. Причина- сочетание непроходимости носа и недостаточности небно - глотоного контакта функционального и органического происхождения, чаще - сочетание укороченного мягкого неба, под слизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые служат в таких случаях препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, после операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.