Не пора ли к логопеду за советом в детский сад!

Не пора ли нам к дошкольному логопеду? Такой вопрос рано или поздно задают себе многие родители дошкольников. Ведь речевые проблемы бич нашего времени. Сегодня каждому третьему ребёнку требуется логопедическая помощь.

Речь ребёнка развивается постепенно. Все маленькие дети любят коверкать слова, не выговаривают какие – то звуки и это нормально. Однако, бывают ситуации, когда родители не замечают, что возникли какие -то отклонения в речевом развитии или ,наоборот, предъявляют завышенные требования к речи малыша.

Чтобы прояснить ситуацию, мы предлагаем вам ознакомиться с нормативами  речевого развития дошкольников.

После года речь ребёнка развивается достаточно интенсивно. С каждым разом он произносит все больше и больше звукоподражаний, коротких слов, состоящих из одного или двух одинаковых слогов «ма-ма», «но-но», «ам-ам».

Малыш все реже пользуется жестами и стремится к речевому общению. Активно развивается пассивный словарь- ребёнок понимает значение многих слов, хотя не может их произнести. Выполняет простые просьбы: дай мишку, кидай мячик.

К двум годам ребёнок может произносить самостоятельно около 50 слов. Появляются первые предложения, которые состоят в основном из двух слов: «Вот ляля». «Дать пить». «На, мам». Пытается произносить слова, состоящие из 3-4 слогов. К 2,5 годам в речи появляются предлоги.

К трём годам происходит лексический взрыв, ребёнок начинает использовать в самостоятельной речи до1500 слов. Начинает заявлять о себе в первом лице: «Я пойду гулять с папой». Использует развернутые предложения, которые состроят теперь из трёх и более слов. Может читать наизусть короткие стихи. Понимает кто он: мальчик или девочка.

        В четыре года ребёнок пользуется предложениями, состоящими из 5-6 слов. Словарный запас около 2000 слов. В речи появляются синонимы, антонимы. Начинает правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.

К пяти годам ребёнок должен правильно произносит все звуки родного языка, сохранять слоговую структуру слова, уметь группировать предметы и называть их одним словом: фрукты, овощи, мебель, посуда, грамматически правильно согласовывать слова в предложении, связно рассказывать о происходящих с ним событиях.

Если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, следует обратиться за консультацией к логопеду. Он проведёт логопедическое обследование, даст рекомендации по речевому развитию, при необходимости пригласит на занятия.

Занятия с ребёнком строится по индивидуальному, специально подобранному для него плану. Длительность  работы зависит от сложности речевых нарушений.

          От 3 до 6 месяцев

Столько времени потребуется ребёнку, который не произносит или произносит искаженно один или несколько звуков- самый тяжёлый звук русской речи «Р», свистящие «С», «З», «Ц» или шипящие «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

В данном случае логопеду требуется только поставить звук и ввести его речь, а маме с ребёнком выполнять дома артикуляционную гимнастику, проговаривать речевой материал для закрепления звука и следить за правильным произнесением в свободной речи.

От 6 месяцев до года

Потребуется для занятий,  если нарушено произношение сразу нескольких групп звуков (шипящие, свистящие, соноры «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ)». Помимо произношения у ребёнка нарушен фонематический слух - он заменяет одни звуки другими «шапка-сапка», «санки-шанки», «дочка-готька».

При попытке малыша повторить такие сложные слова как «аквариум», «милиционер», «пингвины»  язычок совершенно не слушается,  и слоги начинают выпадать, меняться местами, появляются такие, которых в этом слове нет. В этом случае помимо постановки звука, требуется работа, направленная на развитие фонематики. Логопед научит ребёнка различать слова, близкие по звучанию (дом- том, кости- гости, каша-касса) определять количество звуков в слове, их последовательность. Это будет способствовать профилактике школьных трудностей при обучении письму и чтению.

В домашние задания также будут включаться игры и упражнения по развитию фонематического слуха.

1-2 года

Такой период времени потребуется ребёнку с общим недоразвитие речи, т.е. когда у ребёнка нарушено не только звукопроизношение, фонематический слух, но и страдает вся речь в целом.

У такого малыша недостаточный для данного возраста словарный запас, он затрудняется правильно согласовывать слова в предложении, не может связно рассказать сюжет знакомой сказки или недавно произошедшую с ним историю.

В данном случае логопед от занятия к занятию будет расширять словарный запас ребёнка, изучая различные лексические темы «Игрушки», «Человек», «Семья» и др. Занятия обязательно дополняются грамматическими упражнениями, работой над составлением описательных рассказов, рассказов по картинке или серии картинок.

Дома малышу необходимо обязательно закрепить материал, пройденный на логопедическом занятии.

За полгода до школы все речевые нарушения ребёнка следует исправить.

Во-первых, потому что вы можете не попасть в ту школу, в которой мечтаете учиться (языковые школы, лицеи и гимназии крайне редко берут детей с речевыми нарушениями).

Во- вторых, помимо основных школьных уроков, добавится дополнительный логопедический, на котором тоже придётся немало потрудиться.

В- третьих, ошибки устной речи переходят в речь письменную. И если первоклашка проговорил себе тихонечко «классная лабота», то и в тетради запишет старательно «Классная лабота».

Все речевые нарушения при своевременной логопедической помощи исправляются. Многим детям удаётся справиться с ними до школы, но бывает и так, что детям требуется сопровождение школьного логопеда.

Как правило, логопеды берут детей на занятия детей с пяти лет. До этого времени звукопроизношение  у ребёнка ещё только формируется и он имеет право неправильно произносить слова, заменять одни звуки другими.

Но, если вас беспокоит что- то в речевом развитии ребёнка, можно обратиться за советом и в три и в четыре года.

 

С уважением Исаева А.М.