Игротека в домашней обстановке
Многие родители считают, что для развития ребенка нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждение — школа, садик или детский клуб. Конечно, грамотно оборудованная среда и специальные знания о развитии малыша будут совсем не лишними, однако не стоит недооценивать собственные силы и возможности домашней обстановки. Вам только необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить свою фантазию, вспомнить собственное детство и понять, что совсем не обязательно мчаться в магазин покупать новую игрушку, чтобы на какое-то время отвлечь ребенка и успеть сделать свои домашние дела. И тогда ваш ребёнок сможет почувствовать себя дома как в самой лучшей игротеке мира.
Игры на кухне
Отгадай предметы
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Выберите любой предмет на кухне, кратко охарактеризуйте его и предложите ребенку отгадать, что вы задумали. Например, вы загадали стол. Опишите его так: «Я думаю о чем-то плоском и широком, ты встречаешься с этим предметом за завтраком, обедом и ужином». Если ребенок предпочитает загадки на смекалку, то опишите стол по-другому: «У этого предмета четыре ноги, но ходить он не умеет».
Далее ребенок сам загадывает что-нибудь, и тут уже вы пробуете «опознать». Можно описывать не только внешний вид предмета, но и его функцию. Например: «Эта вещь очень пригодилась бы нам на необитаемом острове. Она бы привлекла внимание проплывающих пароходов». Что же это? Ответ: чайник со свистком!
Угадай по запаху
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Это задание выполняется с завязанными глазами. Нужно определить овощ или фрукт по запаху.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Нарежьте овощи и фрукты небольшими кусочками (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Положите их в тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, какой был вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Спрячьте какую-нибудь вещь на кухне и попросите ребенка ее найти. Для четырехлетнего малыша наклейте стрелки-указатели, для ребенка постарше можно использовать карту с условными обозначениями.
Возраст: 4-8 лет.
Количество игроков: 1.
Соберите небольшое количество мелких предметов: игрушки, крышки, пузырьки, бутылки, поставьте их в ряд в картонной коробке и закройте ее чем-нибудь (ребенок не должен видеть, как вы подбираете предметы). Откройте коробку на несколько секунд, потом закройте и спросите ребенка, может ли он перечислить все предметы, находящиеся в коробке.
Чтобы усложнить задание, спросите, в каком порядке стоят предметы. Попробуйте сыграть в игру несколько раз, увеличивайте или уменьшайте количество предметов, время, когда ребенок смотрит на них. Пусть и он сам тоже проверит вашу память.
Можно набрать предметы в двух экземплярах. Пусть ребенок посмотрит на те, которые стоят в коробке (достаточно будет одного мгновения), и сам поставит второй комплект в том же порядке.
И наконец, когда вы уже вволю наигрались, попытайтесь вспомнить настоящее место того или иного предмета.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 3-4.
Пусть дети представят себя в гостях у бабушки (или у тети — в любой другой квартире, где они бывают довольно часто). Теперь скажите: «Я смотрю на бабушкин буфет. Там стоит кувшин для молока». Ребята продолжают: «Я вижу кувшин для молока и соломку». Каждый последующий игрок повторяет то, что сказал предыдущий, и добавляет еще один пункт. Игра окончена, когда перечислены все пункты и никто из игроков ничего не может добавить. Тогда ее можно начинать заново — вспоминать, что стоит у бабушки на полках и т. д.
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Что сегодня на обед? Пусть дети догадаются сами! По правилам игры они могут задавать вам вопросы, на которые отвечать нужно только «да» или «нет». Например, нельзя спросить о продукте: «Какой он формы?» или «Какого он цвета?», но можно спросить: «Он круглый?» или «Он белый?» И так до тех пор, пока не будет найден правильный ответ.
Поделки и рисунки из продуктов
Возраст: 3-5 лет.
Количество игроков: 1.
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Попробуйте сделать печати из овощей. Для этой цели прекрасно подойдут морковь, картофель, редиска и другие корнеплоды. Разрежьте морковку поперек и придайте срезу любую форму (сердечко, звездочки, треугольник и т. д.). Можно сохранить естественную форму среза, такому отпечатку тоже найдется место в композиции. Кисточки можно сделать из зелени. Для рисования пригодятся также цветная капуста и ботва моркови. Когда овощи будут подготовлены, налейте гуашь или темперу в какую-нибудь емкость с низкими бортами, и пусть ребенок рисует и ставит печати.
Картины из формочек для печенья
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Возьмите формочки для печенья — чем больше, тем лучше. Пусть ребятишки обводят их контуры на бумаге, раскрашивают, вырезают. На другом листе дети могут сделать аппликации из этих фигур — изобразить какие-либо сценки. Если вы раздобудете деревянные палочки, можно приклеить к ним фигурки и устроить представление. Это будет настоящий кукольный театр.
Украшения из макарон
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1.
Ребенок просто нанизывает макаронины с дырочками на леску — получается ожерелье или браслет. Украшение станет более эффектным, если раскрасить макаронины красками и фломастерами или обклеить фольгой. Для разнообразия макаронины можно нанизывать вперемежку со сладкими колечками из сухого завтрака.
Из макарон получится не только ожерелье, но и оригинальное настенное украшение. Привяжите к соломинке восемь-десять длинных лесок или ниток, и пусть ребенок нанижет на них макаронины, крышечки и т. д., помогите ему закрепить леску на последнем предмете.
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1-3.
Ребенок должен постараться найти в ванной комнате предметы с противоположными признаками. Длинное и короткое полотенца, большой и маленький тазы, скользкое мыло и шершавую губку, мелкую и глубокую миску, горячую и холодную воду, сухую и мокрую тряпки, поверхности: гладкую — кафеля и грубую — пемзы, и т. д.
Отгадайте, вспомните, что за море в комнате. (Ванна)
Бежит, бежит — не выбежит, течет, течет — не вытечет. (Вода)
На своем носу полотенце я держу. (Вешалка)
На веревке пальцы держат одеяльце. (Прищепки)
Друг на друга мы похожи.
Если ты мне строишь рожи,
Я гримасничаю тоже. (Зеркало)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Всю жизнь ходят, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Пальцы рук)
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы)
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1-2.
Попросите ребенка украсить полотенце. Предложите ребенку брать прищепки тремя пальцами и прицеплять к краю полотенца. Это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики и координации движений.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Наверняка у вас в ванной комнате есть веревка для белья. Дайте ее ребенку и предложите с ее помощью выложить на полу какую-нибудь фигурку. Ребенок помладше, возможно, поупражняется в изображении гигантской змеи, а старшие дети осилят и более сложные изображения.
Игры в слова
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Транспортное средство — отличное место для игр в слова. Можно поиграть в слова, противоположные по значению. Например, вы говорите «длинная дорога», ребенок должен сказать «короткая дорога», если ребенок говорит «быстрая машина», вы говорите «медленная машина». Таких слов на дороге встречается очень много: тяжелый — легкий, широкий — узкий, далекий — близкий, большой — маленький и т. п.
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Если ребенок заскучал в дороге, предложите ему пофантазировать и представить, что бы случилось с ним в какой-нибудь нестандартной ситуации на дороге. Например, если бы он вдруг уменьшился в размере и стал ростом с муравья или, наоборот, превратился в гиганта, и т. д.
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Езда на чем-либо идеально подходит для бесед с малышом, что очень полезно для развития его речи. Назовите, например, части салона машины: дверь, руль, сиденье и т. д. Попросите придумать предложение об этом предмете, сказав: «Папа поворачивает руль», «Я сижу на мягком сиденье». В игру можно играть и с предметами, которые за окном машины.
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Отправляясь в не очень далекую поездку в знакомое для ребенка место, попросите помочь вам отметить маршрут поездки. Для этого приготовьте самодельную карту. Нанесите на нее линии, обозначающие улицы, по которым вы проезжаете. Отметьте яркой точкой место, откуда вы отправляетесь в путь и куда вы должны приехать. На остановках ребенок может карандашом отмечать очередную линию пути на карте. В следующей поездке попросите ребенка показывать вам дорогу. Пусть он отдает команды: «Прямо», «Налево», «Направо».
Игры на даче
Возраст: 6-9 лет.
Количество игроков: 1-2.
Начните знакомство ребенка с картой с самого простого. Сначала сделайте карту-план комнаты, затем всего дома. Когда малыш станет знатоком в этой области, нарисуйте ребенку карту местности вокруг вашего дома. Теперь спрячьте клад в одном из уголков сада и пометьте это место на карте. Ребенок может отправляться на поиски клада. Помните, что вы также должны принимать участие в игре, иначе это занятие окажется не под силу ребенку. Еще можно отыскивать нужный домик, отмеченный на карте, например отправив ребенка в магазин. Ребенок приобретает полезный навык ориентации на местности. Он удовлетворяет свою независимость и совершает все новые открытия для себя.
Научите его, как самостоятельно составлять карты знакомой местности.
Красна, да не девка;
Хвостата, да не мышь. (Морковь)
Сама клубочком
И хвост — под себя. (Репа)
Полно корыто
Людей намыто.
Между грядок
Лежит гладок. (Огурец)
Хоть не огонь, а жжется. (Крапива)
Зимой — нет теплей,
Летом — нет холодней. (Погреб)
Заплатка на заплатке, Иголкой не сшита. (Капуста)
Сидит шутка
В семи шубках;
Кто ее тронет —
Сам заплачет. (Луковица)
Не человек,
А с глазами.
Летом в земле живет,
А зимой в подвале. (Картофель)
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но не редко льются слезы
Тех, кто рвет руками ... (Розы)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем:
Ищем, ищем — не найдем. (Роса)
Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь)
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Обычно больше всего трудностей возникает при уборке игрушек, дети не всегда делают это с удовольствием. Предложите ребенку такую игру. Объявите розыск потерявшихся вещей. Например, это могут быть все красные игрушки. Затем те, название которых начинается на названный вами звук или какой-либо определенной формы.
Пусть ребенок подберет необходимое количество вещей, считая их по мере выполнения работы.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Придумайте историю о том, что вы купили замечательного робота, умеющего делать много домашних дел. Конечно же, роль робота будет играть ребенок. Робот с удовольствием выполнит команды: собрать игрушки, вытереть пыль, вынести мусор и т. д.
Возраст: 4-7 лет
Количество игроков: 1.
Игра приучает ребенка к понятию, что у вещей есть свой порядок. Найдите несколько вещей в доме, имеющих определенное место. Пока ребенка нет в комнате, поменяйте их местами. Позовите малыша и попросите определить, что стоит не на месте, и навести порядок.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: любое.
Многие игрушки можно забрасывать в корзину с определенного расстояния. Устройте соревнование на меткость среди нескольких детей. Также можно установить баскетбольный обруч над корзинкой для грязного белья, чтобы у ребенка был стимул забросить туда свою грязную одежду.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Чтобы ребенку было легче убрать свою комнату, сгребите разбросанные повсюду игрушки в одну кучу посередине. Иногда разобрать одну кучу легче, чем собирать игрушки по одной.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-2.
Составьте для ребенка план заданий, которые ему нужно выполнить. Запишите его на листочке, а если ребенок еще не умеет читать, то пусть попробует разгадать задания-рисунки. Среди серьезных заданий: «накормить собаку», «накрыть на стол» могут быть такие, как «попрыгать на одной ножке» или «съесть пирожок».
«Где мы были мы не скажем...»
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1.
Скажите ребенку, что вы сейчас покажете какое-то действие, обозначающее работу по дому, а он должен угадать, что вы показываете. При этом вы произносите слова: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Затем поменяйтесь ролями: пусть загадки вам загадывает ребенок.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
К началу весны в шкафу всегда скапливается большое количество разрозненных детских варежек и перчаток. Не торопитесь их выбрасывать — мы хотим предложить вам устроить перчаточный театр. Для этого понадобятся цветные пуговицы, нитка с иголкой, гуашевые краски и, конечно, ваша фантазия.
Упражнение 1. «Прогулка по лесу»
Представь, что ты шагаешь не по собственной квартире, а по древнему лесу с огромными и удивительными растениями. У них огромные корни, поэтому ноги лучше поднимать повыше. (Ходьба на месте.)
Упражнение 2. «Посмотри по сторонам»
Опасностей вокруг немало, поэтому нужно быть начеку. Справа слышен какой-то свист. Придется повернуть голову направо. А теперь слышишь — хрустнула ветка слева. Посмотри туда. Не забудь посмотреть на небо и, конечно же, под ноги. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз. 3-4 раза.)
Упражнение 3. «Собери орехи»
О, тебе повезло, ты нашел ореховые заросли! Можно позавтракать, но, чтобы собрать орехи для еды, придется наклоняться, нужно собрать побольше орехов, чтобы подкрепиться как следует. (Наклоны вниз. 5-6 раз.)
Упражнение 4. «Сорви яблоки»
Пойдем дальше. И снова удача — на твоем пути огромная яблоня. Яблоки поспели, они очень вкусные. Но чтобы их достать, придется подтянуться вверх. Яблок нужно нарвать больше, не возвращаться же еще раз! (Подняться на носочки и, подняв руки, потянуться вверх как можно выше. Руки расслабить и опустить вниз. 5-6 раз.)
Упражнение 5. «Отмахиваемся от жуков»
Вот неудача! На тебя налетела целая стая жуков, придется отмахиваться руками — лапами. (Вращение руками вперед — назад. 4 раза в каждую сторону.)
Упражнение 6. «Перепрыгни через ручей»
Наконец-то удалось отбиться от жуков и можно идти дальше. Но теперь на нашем пути оказался извилистый ручей. Придется попрыгать. (Роль ручья сыграет скакалка. Прыжки через скакалку двумя ногами вместе, вперед и назад. 3-4 раза.)
Упражнение 7. «Не раздави ежика»
Через ручей ты перешел, но, кажется, ты забрел в жилище ежиков. Придется попрыгать снова, чтобы не наступить на животное. Ведь это очень неприятно, да и ежиков жалко. (Прыжки на месте, чередуя ноги вместе — ноги врозь. 8 раз.)
Упражнение 8. «Прячемся от врагов»
Ой-ой-ой! Скорее за камень! Слышен страшный топот. Это бежит динозавр, за ним еще один, да это целое стадо динозавров! Придется прятаться за камнем. Посмотрим, может, пробежали. Нет, вот еще один. Придется снова присесть за камень. И еще раз, на всякий случай, вдруг не все пробежали. (Роль камня исполняет стул. Приседания, держась рукой за спинку стула. 6-8 раз.)
Упражнение 9. «Проползи через нору»
Идти по этой тропинке становится опасно. Придется возвращаться домой по норе. Ползти по ней не очень приятно, но что делать. Еще немного и ты выберешься! (Поставьте два стула в ряд. Проползти под стульями. Туда и обратно. 2 раза.)
Упражнение 10. «Идем через ущелье»
Ну вот и выбрались из норы. Уже скоро доберемся до места. Нужно только перейти через ущелье. Это можно сделать по бревну. (Роль бревна исполняет скакалка. Пройти по скакалке. Туда и обратно. Руки в стороны. 2 раза.)
Упражнение 11. «Спасаем добычу от хищной птицы»
Показалась хищная птица: у нее в клюве маленький птенец. Но, увидев тебя, она пугается. Зверек выпал у нее из клюва. Чтобы он не разбился, нужно скорее его подхватить, но передними лапами мы поддерживаем равновесие. Придется ловить пальцами ноги, а если добыча выпадет, — поменять ногу. (Роль добычи играет платок. Нужно подобрать его пальцами ноги и по возможности дольше продержать в воздухе, стоя на одной ноге. Счет до 4. Поменять ноги.)
Упражнение 12. «Птичье гнездо»
Нужно отнести спасенного малыша на место — ищем гнездо. Да вот же оно! (Лечь на живот, ноги согнуть в коленях, руками охватить голеностопные суставы, верхнюю часть тела тянуть вверх, отводя голову назад.)