«Формирование связной речи

детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

Достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);

Устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов, ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом).

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.

Игры для расширения словарного запаса:

1. «Что происходит в природе»

Солнце (что делает) – светит, греет и т. д.

Ручьи (что делают) – бегут, журчат и т. д.

Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнёзда, поют и т. д.

2. Игра с мячом «Подбери признак»

Сапоги (какие) – новые, кожаные и т. д.

Платье (какое) – дорогое, красивое и т. д.

3. Игра с мячом «Что делают эти животные?»

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

4. Игра «Кто может совершать эти движения?»

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

5. Игра с мячом «Один – много»

Стул – стулья

Ухо – уши

Рукав – рукава

6. Игра с мячом «Назови ласково»

Дом – домик

Сумка – сумочка

Яблоко – яблочко

7. Игра с мячом «Наоборот»

Чистый – грязный

Новый – старый

Быстрый – медленный

8. Игра «Магазин»

Есть вафли – нет вафель

Есть помидоры – нет помидоров

Есть фрукты – нет фруктов

9. Игра «Весёлый счёт»

Одна кукла, две куклы, … пять кукол

Одно кресло, два кресла, … пять кресел

Один огурец, два огурца, … пять огурцов

10. Игра «Я любуюсь»

Я любуюсь деревьями

Я любуюсь облаками

Я любуюсь листьями

11. Игра «Скажи иначе»

Голые деревья – нагие, лысые, обнаженные и т. д.

Птицам не хватает еды – корма, пищи, пропитания и т. д.

Осенью путь птиц на юг долгий — тяжелый, трудный, сложный и т. д.