Подготовила и провела: учитель - логопед Исаева А.М.
МАДОУ д/с "Ладушки" г. Баймак
Проведено на районном МО 27 ноября 2015 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия
«постановка звука З от ассоциации»
Цель: Постановка звука З от ассоциации звон комара
Задачи: Коррекционно-образовательные:
-учить правильному артикуляционному укладу при произношении звука З;
-учить четко произносить звук З изолированно и в слогах;
-расширять словарный запас.
Корекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, восприятие;
-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
-развивать речевое дыхание;
-формировать навык самоконтроля за собственной речью;
-развивать воображение, мышление, восприятие, память, внимание.
Корекционно-воспитательные:
-воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;
-воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Оборудование: Демонстрационный материал – картинка с изображением комара, картинки с изображением характеристики звука, картинка с изображением карты местности, картинка с изображением алфавита; бусы; подвесные насекомые; мягкий кубик – дайс; ложки чайные и десертные; спиртовые салфетки; музыкальный центр.
Ход занятия
- Организационный момент
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо
Ясно, четко говори
И, конечно, не спеши!!!
Ой послушай, кажется, здесь еще кто – то есть. Кто это звенит? (аудиозапись звука комара)
Правильно, к нам сегодня на занятие прилетел комарик.
- Сообщение темы и цели занятия
Наш комарик заблудился, в детском саду очутился, давай поможем ему отыскать дорогу домой. А по пути он научит тебя петь его любимую комариную песенку.
Посмотри, вот карта, как ты думаешь, где мы находимся?
В детском саду
А это что? (дорога)
Куда мы пойдем по дороге? (к поляне)
После поляны? (к лесу)
А потом? (к реке)
А после реки мы попадем куда? (в болото)
А как ты думаешь, где живет комарик? (в болоте)
Правильно, ну что отправимся в путь, поможем комарику долететь до дома…
- Самомассаж «Комарики» (с помощью ложек)
Дарики, дарики Ай да комарики! |
(поглаживание горками ложек пространство между бровями, далее вокруг лобных бугров, затем через виски к жевательным мышцам) |
Вились, кружились Вились, кружились В щечки вцепились! |
(круговое разминание горками ложек щек, начиная от носогубных складок, далее к скулам, к жевательным мышцам и к углам рта) |
Кусь –кусь Кусь – кусь!!! |
(зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам. Амплитуда движения- от скуловой кости до нижней челюсти ) |
Дарики, дарики Ай да комарики! Вились, кружились |
(поглаживание горками ложек вокруг глаз: начинаем от внутреннего угла бровей, ведем к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу) |
В носик вцепились! |
(скребущее движение по носогубным складкам кончиками ложек) |
Кусь – кусь Кусь – кусь! |
(неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок) |
Дарики, дарики, Ай да комарики! Вились, кружились, |
(круговое разминание горками ложек жевательных мышц) |
В ушки вцепились! Кусь – кусь Кусь - кусь |
(частые нажатия кончиками ложек по мочкам уха) |
Закусали нас комарики Ай да комарики. Хлоп! Хлоп! Хлоп! |
(зажимаем 2-м и 1-м пальцами кончики черенков и горками ложек стучим по щекам) |
- Артикуляционная гимнастика
Хочешь научиться, звенеть так же звонко, как комарик? (Да) Тогда нам нужно по – разминать наш язычок.
Губку ложкой поднимаем Зубы, десна обнажаем. |
(боковым краем ложки отодвигаем кверху верхнюю губу, обнажая верхние зубы) |
Губку ложкой опускаем Дверцу в ротик открываем |
(боковым краем ложки оттягиваем книзу нижнюю губу, обнажая нижние зубы) |
Гладим ложкой мы язык К ласке бедный не привык. |
(поглаживаем спинку языка горкой ложки) |
А теперь покажем кошку Мы оближем нашу ложку |
(ложку держим вертикально перед лицом, ямкой к себе, облизываем черпачок изнутри) |
Ложкой мы с тобой поможем Языку лежать на ложе |
(язык кладем на нижние зубы и прижимаем сверху ямкой ложки, помогая языку распластаться) |
Чистим чистим язычок, Чистим спинку и бочок |
(выкладываем язычок вперед и «чистим» его боковой поверхностью ложки) |
А потом ступаем ложкой Словно маленькою ножкой. |
(прижимаем боковым краем ложки спинку языка, перемещая ее от корня к кончику и обратно) |
- Дыхательная гимнастика
Вот мы и подошли к полянке.
Посмотри сколько у нашего комарика друзей (пособие «Насекомые»), давай их оживим своим дыханием.
- Динамическая пауза «Лови комара»
Комарик летит, комарик звенит |
(помахать руками, как крыльями) |
Ой лови! Ой лови! |
(хлопки руками) |
Хлопай: раз, два, три |
(хлопки слева) |
Еще – раз, два, три |
(хлопки справа) |
Он кружится надо мной, Над моею головой |
(вращательные движения головой) |
Кыш, кыш! Улетай! |
(отгоняющие движения руками) |
Нам играть не мешай! |
(погрозить пальцем) |
- Постановка звука от ассоциации
Вот мы и в лесу, в лесу много разных звуков.
Зазвенел комарик звонкий
Звон пронзительный и тонкий.
Звук запомню, не забуду
Как комар, звенеть я буду
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з
Давай, ты сейчас превратишься в комарика и будешь, как и он звенеть.
(ребенок проводит пальчиком по спирали (из тесьмы), в центре которой изображен комарик, и длительно произносит звук З)
Молодец!!! Ты научился произносить звук З
- Характеристика звука
Когда мы произносим звук З, наши губы улыбаются, зубы в положении заборчика, язычок лежит в низу, воздушная струя тонкая и холодная.
А как работают голосовые складки, которые образуют голос. Приложи свою ладошку к горлышку и послушай, звенит ли голосок?
З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук З звонкий
А как ты думаешь звук З гласный или согласный?
(правильно согласный, так как при его произношении воздушная струя встречает преграду)
- Связь звука и буквы
Какое правило ты знаешь про звуки и буквы?
(буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и говорим)
Молодец!!! А давай при помощи бус выложим букву З
- Развитие фонематического слуха
Мы с тобой находимся у реки, здесь очень много комаров. Давай с ними поиграем в игру «Хлопушка и топотушка»
Помнишь, как мы играли? Что мы делаем? (хлопаем, если услышали звук, и топаем, если звука нет)
Ребенок хлопает в ладоши, когда услышит звук З, и топает ножками, если звука З нет.
Звуки: М, З, Р, Л, З, Б, Д, З, Н, П, З
Слоги: МО, ЗУ, РЫ, ЛА, ЗА, БУ, ДА, ЗО
- Работа со слогами
Вот мы и пришли к болоту, там, где живет комарик. В конце нашего путешествия, на прощание, споем комариную песенку. А поможет нам мягкий кубик – дайс. Мы сейчас будем высоко подбрасывать кубик, сколько точек выпадет, столько раз нужно пропеть слог
Слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ
Комарик очень рад, что ты научился петь его любимую комариную песенку. Он говорит тебе спасибо, за то, что ты помог ему вернуться домой.
- Итог занятия
Кто к нам в гости прилетал?
Чему ты научился?
В какие игры мы играли?