Мой ребёнок не выговаривает букву «р»...
«Мой сын пошёл в первый класс. До сих пор не может правильно выговаривать некоторые звуки. Например, «р», «с». Как его научить в домашних условиях?».
Галина, г.Баймак.
«Старший сын начал говорить рано и правильно, все звуки произносил. Младший до сих пор картавит. Иногда ему как будто не хватает сил или воздуха договорить что-то до конца... Может, есть какие методики у специалистов или опытных мам?».
А., с.Кусеево.
Отвечает учитель -логопед детсада «Ладушки» г.Баймак Альбина Исаева:
— Некоторые дети неправильно произносят звуки «р», «с», «ш» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, произносят звуки неправильно, говорят тихо и затрудняются в произнесении громких фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием.
Речевое дыхание существенно отличается от обычного (физиологического) дыхания. Обычное дыхание происходит автоматически, а речевое является произвольным, то есть человек сам себя контролирует. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, при этом вдох по продолжительности равен выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Поэтому правильному речевому дыханию наших детей тоже надо учить, а помогут в этом различные игры и упражнения: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола либо с рук; дуть на лёгкие шарики, карандаши, огонь свечи;дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, дуть на всевозможные вертушки, свистеть в свистульки; надувать надувные игрушки, воздушные шары; пускать мыльные пузыри, поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.
Советует Амина-инэй, многодетная мама, бабушка пятерых внуков:
— В игровой форме просила детей покаркать, как маленькая ворона, или «завестись», как трактор или машина, или порычать, как собачка. В своё время была воспитателем, поэтому учила малышей кончиком языка нащупать «горку» сразу за верхними зубами и стараться прорычать или потарахтеть, как мотоцикл. Среди других методик по произношению буквы «р» эта была наболее успешной.