Подготовила и провела: учитель – логопед Исаева А.М.

МАДОУ д/с «Ладушки» г. Баймака

Дата проведения открытого занятия 16.10.2015г.

Конспект подгруппового занятия

для детей подготовительной группы, посещающих логопункт

«Как хлеб на стол пришел»

Задачи:

1. Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

2. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

3. Активизация словаря детей по теме;

4. Развитие связной речи;

5. Формирование грамматически правильной речи;

6. Учить детей в формировании уменьшительно – ласкательных форм существительных.

7. Учить объяснять смысл мудрости;

8. Воспитывать уважение, бережное отношение к хлебу и труду взрослых;

9. Учить работать в коллективе;

10. Развитие мелкой моторики рук, умение работать с соленым тестом.

11. Учить детей расслабляться после напряженной умственной деятельности.

Оборудование: Магнитная доска, сюжетные картинки, колосья пшеницы, мука, зерна пшеницы, соленое тесто и различные виды хлебобулочных изделий.

Ход занятия

1. Организационный момент (1-2 минуты):

Логопед: Красиво все ребята сели

На меня все посмотрели

Сели дружно, не зевайте

На вопросы отвечайте…

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.

Загадка: Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб

2. Сообщение темы и цели занятия (1 минута):

Логопед: Правильно хлеб, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе, узнаем, откуда хлеб на стол пришел.

3. Основной этап (8-10 минут):

Дети подходят к столу, на котором, под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.

Логопед: Посмотрите, чего здесь только нет… Что вы здесь видите?

Дети: батон, буханка, баранки, сухари, печенье, булки, пироги, блины и т. д.

Логопед: Как можно назвать все это одним словом?

Дети: хлебобулочные изделия.

Логопед: Правильно ребята, с хлебом мы встречаемся каждый день, без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Ребята, а вы любите хлеб? Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб? Какой хлеб вы любите?

Дети: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Логопед: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Дети: например…мама купила в магазине, испекла и т. п.

Логопед: А, как он в магазин попал, хотите, расскажу?

Весной, лишь только оттает и подсохнет земля, на поле выезжает трактор и пашет поле. А знаете ли вы, кто управляет трактором?

Дети: Тракторист

Затем специальная машина – сеялка выезжает на поле и сажает зернышки в землю.

Затем появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Все лето за полями ухаживают. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми и пора их убирать. Посмотрите на поле, какое оно….

Дети: золотистое

Затем происходит уборка зерна. Комбайн срезает колоски, очищает зерна, и очищенные зерна ссыпает в КамАЗы (трактора, грузовики). Посмотрите, какая умная машина, все сама делает и срезает и очищает и высыпает зерно в кузов. Знаете ли вы, кто управляет комбайном?

Дети: Комбайнер

Посмотрите и потрогайте вот зернышки. Вот такие готовые, чистые зернышки собирают и отвозят на мукомольный завод (элеватор). Там зёрна измельчают и получают муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке.

Затем муку везут в пекарню. Здесь из муки пекут хлеб, булки, пироги, сухари, ватрушки, печенья и т. д. А кто печет хлеб знаете, какая у них профессия?

Дети: Пекари.

А после готовую хлебобулочную продукцию везут в магазины, там ее продают.

А мы их покупаем и везем домой, а уж дома за завтраком, обедом и ужином их съедаем.

Логопед:

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

(С. Погореловский)

Теперь вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, лишнего не покупать и не выбрасывать хлеб. Пожилые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье. Также раньше если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощание. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом, чтобы не делать ему больно, хлеб разламывают руками. Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудиться, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете, с большим уважением относится к нему. А теперь послушайте стихотворение (Бобо Ходжи таджикский поэт)

Мальчик, Ногою пинающий хлеб,

Мальчик, Голодных не знающий лет,

Помни, Что были лихие года,

Хлеб - Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, За хлеб умирали

Не для того, Чтоб в футбол им играли.

В слове Народная мудрость таится,

Вот что В народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал".

Как вы понимаете данную мудрость?

Дети: Если хлеб ты не ценишь, то ты не человек.

4. Работа по развитию мелкой моторики рук «Приготовим хлебобулочные изделия» (3 минуты)

А сейчас мы все превратимся в пекарей, предлагаю вам попробовать своими руками испечь хлебобулочные изделия. Я вам с утра замесила тесто, давайте дружно налепим булочки, баранки, печенья, хлеб, ватрушки и т. д.

Ребята из соленого теста лепят различные хлебобулочные изделия.

Логопед: Какие молодцы, все старались! Пальчики потренировали, они стали крепкие и умелые.

5. Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Ласковые слова» (5 минут)

Логопед: Теперь ребятишки давайте поиграем, угадайте на ощупь, что лежит в волшебном мешочке и попробуйте назвать это хлебобулочное изделие ласково.

Дети: На ощупь узнают изделие и называют ласково.

6. Работа в составлении рассказа с использованием мнемотехники (7 минут)

Логопед: Посмотрите, все картинки перепутались. Помогите навести порядок и расставить их как надо.

Дети: выходят по одному и расставляют картинки по порядку и составляют по картинкам рассказ.

7. Релаксация (2 минуты)

Предложить детям послушать шум колосящегося поля.

Логопед: Что вы ребята сейчас представили? Приятная была музыка?

8. Итог занятия (2 минуты)

Логопед: Что нового для себя вы узнали?

А интересно ли было вам готовить хлебобулочные изделия?

Сюрпризный момент (пряники)