Подготовила и провела: учитель – логопед Исаева А.М.
МАДОУ д/с «Ладушки» г. Баймака
Дата проведения открытого занятия 16.10.2015г.
Конспект подгруппового занятия
для детей подготовительной группы, посещающих логопункт
«Как хлеб на стол пришел»
Задачи:
1. Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;
2. Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
3. Активизация словаря детей по теме;
4. Развитие связной речи;
5. Формирование грамматически правильной речи;
6. Учить детей в формировании уменьшительно – ласкательных форм существительных.
7. Учить объяснять смысл мудрости;
8. Воспитывать уважение, бережное отношение к хлебу и труду взрослых;
9. Учить работать в коллективе;
10. Развитие мелкой моторики рук, умение работать с соленым тестом.
11. Учить детей расслабляться после напряженной умственной деятельности.
Оборудование: Магнитная доска, сюжетные картинки, колосья пшеницы, мука, зерна пшеницы, соленое тесто и различные виды хлебобулочных изделий.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 минуты):
Логопед: Красиво все ребята сели
На меня все посмотрели
Сели дружно, не зевайте
На вопросы отвечайте…
Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.
Загадка: Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб
2. Сообщение темы и цели занятия (1 минута):
Логопед: Правильно хлеб, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе, узнаем, откуда хлеб на стол пришел.
3. Основной этап (8-10 минут):
Дети подходят к столу, на котором, под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.
Логопед: Посмотрите, чего здесь только нет… Что вы здесь видите?
Дети: батон, буханка, баранки, сухари, печенье, булки, пироги, блины и т. д.
Логопед: Как можно назвать все это одним словом?
Дети: хлебобулочные изделия.
Логопед: Правильно ребята, с хлебом мы встречаемся каждый день, без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Ребята, а вы любите хлеб? Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб? Какой хлеб вы любите?
Дети: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
Логопед: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Дети: например…мама купила в магазине, испекла и т. п.
Логопед: А, как он в магазин попал, хотите, расскажу?
Весной, лишь только оттает и подсохнет земля, на поле выезжает трактор и пашет поле. А знаете ли вы, кто управляет трактором?
Дети: Тракторист
Затем специальная машина – сеялка выезжает на поле и сажает зернышки в землю.
Затем появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Все лето за полями ухаживают. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми и пора их убирать. Посмотрите на поле, какое оно….
Дети: золотистое
Затем происходит уборка зерна. Комбайн срезает колоски, очищает зерна, и очищенные зерна ссыпает в КамАЗы (трактора, грузовики). Посмотрите, какая умная машина, все сама делает и срезает и очищает и высыпает зерно в кузов. Знаете ли вы, кто управляет комбайном?
Дети: Комбайнер
Посмотрите и потрогайте вот зернышки. Вот такие готовые, чистые зернышки собирают и отвозят на мукомольный завод (элеватор). Там зёрна измельчают и получают муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке.
Затем муку везут в пекарню. Здесь из муки пекут хлеб, булки, пироги, сухари, ватрушки, печенья и т. д. А кто печет хлеб знаете, какая у них профессия?
Дети: Пекари.
А после готовую хлебобулочную продукцию везут в магазины, там ее продают.
А мы их покупаем и везем домой, а уж дома за завтраком, обедом и ужином их съедаем.
Логопед:
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
(С. Погореловский)
Теперь вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, лишнего не покупать и не выбрасывать хлеб. Пожилые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье. Также раньше если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощание. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом, чтобы не делать ему больно, хлеб разламывают руками. Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудиться, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете, с большим уважением относится к нему. А теперь послушайте стихотворение (Бобо Ходжи таджикский поэт)
Мальчик, Ногою пинающий хлеб,
Мальчик, Голодных не знающий лет,
Помни, Что были лихие года,
Хлеб - Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, За хлеб умирали
Не для того, Чтоб в футбол им играли.
В слове Народная мудрость таится,
Вот что В народе у нас говорится:
"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".
Как вы понимаете данную мудрость?
Дети: Если хлеб ты не ценишь, то ты не человек.
4. Работа по развитию мелкой моторики рук «Приготовим хлебобулочные изделия» (3 минуты)
А сейчас мы все превратимся в пекарей, предлагаю вам попробовать своими руками испечь хлебобулочные изделия. Я вам с утра замесила тесто, давайте дружно налепим булочки, баранки, печенья, хлеб, ватрушки и т. д.
Ребята из соленого теста лепят различные хлебобулочные изделия.
Логопед: Какие молодцы, все старались! Пальчики потренировали, они стали крепкие и умелые.
5. Игра «Волшебный мешочек»
Игра «Ласковые слова» (5 минут)
Логопед: Теперь ребятишки давайте поиграем, угадайте на ощупь, что лежит в волшебном мешочке и попробуйте назвать это хлебобулочное изделие ласково.
Дети: На ощупь узнают изделие и называют ласково.
6. Работа в составлении рассказа с использованием мнемотехники (7 минут)
Логопед: Посмотрите, все картинки перепутались. Помогите навести порядок и расставить их как надо.
Дети: выходят по одному и расставляют картинки по порядку и составляют по картинкам рассказ.
7. Релаксация (2 минуты)
Предложить детям послушать шум колосящегося поля.
Логопед: Что вы ребята сейчас представили? Приятная была музыка?
8. Итог занятия (2 минуты)
Логопед: Что нового для себя вы узнали?
А интересно ли было вам готовить хлебобулочные изделия?
Сюрпризный момент (пряники)