Заикание

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это сложное психофизическое расстройство.

Формы заикания.

По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма  заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).

Современем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или  середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).

Встречается и смешанный  вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

В клинической классификации выделяют две формы заикания: невротическую и неврозоподобную. Невротическое заикание развивается  как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). Существуют и другие факторы: перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требовательность родителей к его  речевой деятельности, использование в семье для общения двух языков, наличие заикающихся в окружении ребенка.

При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

При невротическом заикании выражен страх речи, речь на людях резко ухудшается, в то время как наедине может быть хорошая.

Причины заикания.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие.

Предрасполагающие:

ü     Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);

ü     Невропатические расстройства самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи, эмоциональная напряженность);

ü     Конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость ВНД);

ü     Наследственная предрасположенность (при этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность сочетается с неблагоприятными условиями: физическая ослабленность, ускоренное развитие речи, недостаточность эмоциональных контактов между ребенком и взрослым, скрытая психическая ущемленность ребенка и др.);

ü     Раннее органическое поражение ЦНС.

В настоящее время  выделяют 4 типа поражения ЦНС во внутриутробном периоде, в период  родов и в раннем периоде развития (до 1,5 лет):

·  Гипоксический (кислородное голодание мозга);

·  Механический;

·  Токсический;

·  Инфекционный.

Производящие (провоцирующие):

ü     Анатомо-физиологические: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями, травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, задержка речевого развития;

ü     Психические и социальные причины: тяжелая психическая травма (кратковременная или длительно действующая), перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующим возрасту, двуязычие, подражание, излишняя строгость со стороны взрослых.

Механизмы заикания.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях – как сложное невропатическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих – как сложное, функциональное расстройство речи, появившееся в следствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых – как органическое изменение ЦНС.

В любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психического характера, составляющее единство.

Симптоматика заикания.

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесном взаимодействии:

1. Биологические (физиологические) – речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

2. Социальные (психологические) – речевые запинки, логофибии, феномен фиксированности на дефекте, уловки.

Основным внешним симптомом являются судороги в процессе речевого акта.

Судороги различают:

1. по форме:

·  Тонические. Наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: т-ополь.

·  Клонические. Наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: то-то-тополь

·  Смешанные

2. по локализации (в зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи):

·  Дыхательные: три формы нарушения дыхания при заикании: экспираторная(судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох), респираторная (судорожный вдох и выдох)

·  Голосовые судороги: смыкательная (судорожно-сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос прерывается, или образуется клоническая или затяжная судорога), размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальная (протягивание гласных)

·  Артикуляторные: губные, язычные и мягкого нёба. Чаще проявляются при произнесении согласных взрывных звуков: к, г, б, п, д, т.

·  Смешанные.

3. по частоте (степень тяжести)

Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень  заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной.

Данной проблематикой занимались: Власова Н. А., Рау Е. Ф. (авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми), Арутюнян Л. З. (автор методики «Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки.»), Шкловский В. М. (методика для подростков и взрослых), Чевелева Н. А., Миронова С. А. (программа для дошкольников), Селиверстов В. И. (методика рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях), Ястребова А. В. (коррекция заикания у школьников), Шевцова Е. Е. Сикорский И. А.

Основное направление логопедической работы при заикании – синхронизация речи с движением на слог.