Подготовила и провела: учитель – логопед Исаева А.М.

 МАДОУ д/с «Ладушки г. Баймака»

Дата проведения: 29.04.2015 г.

Выступление на педагогическом совет на тему:

«Предметно – пространственная развивающая среда

как средство развития речи дошкольников»

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Современный детский сад – должен предоставлять ребенку  возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, одной из причин стало то, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Формирование правильной речи ребенка всегда являлось одной из основных задач развития дошкольника. В последние годы прослеживается значительное увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад  тому не исключение. В связи с этим перед педагогами обозначился вопрос создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Однажды талантливый педагог Елизавета Ивановна Тихеева сказала: «В пустых стенах ребенок не заговорит…» И мы с ней полностью согласны.

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Насыщая групповое пространство, воспитатели в первую очередь, должны заботиться о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои  жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Но самое главное – развивающая среда должна работать на формирование самостоятельности ребенка. При этом следует помнить  основное правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно! Условно все пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

1. СЕГОДНЯ – это тот материал, с которым дети начинают знакомится в процессе НОД

2. ВЧЕРА – это материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

3. ЗАВТРА – материал, с содержанием которым предстоит  познакомиться в недалеком будущем.

Выделяют два вида речевой среды: естественная и искусственная речевая среда.

Естественная речевая среда – стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и  общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы, общаются с ребенком. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдается дефекты в речи (картавость, шепелявость)

К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих  ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Особое внимание воспитателю следует уделять своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить  незнакомые, длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствует лучшему усвоению речи. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональной, выразительной и отражать интерес, внимание, заботу и любовь к ребенку.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. При организации такой среды необходимо чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

К методическим средствам речевого развития относится:

  1. Обучение – это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжкой иллюстрацией, праздников и развлечений.
  2. Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать следующее: книжный уголок; разные виды театра; дидактические наглядные материалы (различные дидактические игры, настольно – печатные игры, игры с предметами, различные альбомы по формированию у ребенка связной речи, работа над грамматикой, работа над звукопроизношением, сюжетные, предметные, пейзажные картинки, серии сюжетных картин)
  3. Кабинет учителя – логопеда – один из компонентов речевой среды, в котором созданы условия для работы с детьми над коррекцией звуков.
  4. Взаимодействие с родителями – важный компонент речевой среды. Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями:

- наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок – ширм, выставки книг и пособий, выпуск газеты, родительские встречи, конференции по развитию речи детей);

- опыт семейного воспитания;

-индивидуальные беседы и консультации;

- посещение семьи ребенка;

- «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, викторины, конкурсы, праздники, день открытых дверей, кружковая работа, литературные чтения в детском саду, организованные родителями и т.д.)

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве.