«Развиваем речь детей»
Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребёнку.
Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не произносит несколько звуков, ему необходима квалифицированная помощь.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.
Советы родителям.
Часто можно услышать: «Мы так много читали рёбёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, но результата нет – сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-либо рассказать…». Да иначе и быть не может: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли, а не ребёнок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Упражнения для развития речи:
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие или только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных, что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д.;
- играйте в игру «Если бы, да кабы…» - ребёнку предлагается закончить предложение: «Если бы я был Дождиком, то я бы…потому что…», «Если бы я был Музыкой, то я бы…потому что…», «Если бы я был волшебником, то я бы…потому что…»;
- играйте в игру «Хорошо – плохо»: «Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?», «Что хорошего в болезни, а что плохого?», «Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?»
- играйте в игру с противоположным значением (антонимы): весёлый - грустный, сильный – слабый и т. д.;
- играйте в слова, где изменяется только один звук: дочка – точка –почка – кочка – ночка…
Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
Играйте в игру «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните!!! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый говорун сразу «скисает». Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система. Удачи вам!
С уважением Исаева А.М.