Общие недоразвитие речи

ОНР – речевая патология, при которой наблюдается недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики). Этот термин предложила Р. Е. Левина. ОНР это лог. заключение, которое подчеркивает в какой степени сформированы все компоненты языковой системы и в зависимости от уровня речевого развития логопед определяет содержание коррекционного обучения. ОНР может выступать как самостоятельный дефект, а может быть в сочетании с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием. Внешние проявления при алалии и ОНР одинаковы, но динамика разная. ОНР сохранный слух и интеллект.

Р. Е. Левина определила категории детей, у которых к определенному возрасту речь не сформирована в полном объеме. Ею были выделены 3 уровня речевого развития.

1 уровень- отсутствие общеупотребительной речи.

2 уровень- начатки общеупотребительной речи.

3 уровень- развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематическим недоразвитием.

В 2000 году Филичевой выделен 4 уровень- развернутая фразовая речь с остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематическим недоразвитием.

Общее для всех уровней: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, недоразвитие грамматического строя, недостаточная сформированность слоговой структуры, звукопроизношения, ф.с. Левина, Спирова доказали что существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития и возможностями усвоения детьми письма и чтения. Левина предложила принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. В 70-е годы издано типовое положение о группах и детских садах для детей с нарушением речи. 

 1 уровень. Фразовой речи нет. Общение с помощью лепетных слов. Жиринкова доказала, что и понимание речи отстает от нормы.  Характерен полисемантизм ( многозначность слов). Ребенок должен получать лог. помощь с 2-х летнего возраста 4 года. Занятия индивидуальные или маленькими подгруппами, используя различные игровые фрагменты ( например, кукольный театр). Ставить ребенка в ситуации, когда ребенок вынужден подражать определенному речевому высказыванию. Учим воспроизводить действия, крики животных, муз. инструментов. Эти слова учим объединять в короткие предложения. 1-я модель предложения это обращение плюс повеление.

2 уровень. Появляются первые предложения, грамматические категории, падежные формы. Активный словарь- предметный и глагольный. Аграмматизм. Трудности с употреблением предлогов. Не сформированы навыки словообразования. Существительные в исходной форме. Помощь с 4-х летнего возраста 3 года. Занятия проводятся на любом фонетическом материале, но на этом этапе включаются занятия по формированию звукопроизношения, слоговой структуры слова ( А. К. Маркова).

3 уровень. Фраза есть. Стойкие ошибки в формировании каждого из компонентов языковой системы. Эти ошибки касаются того лексического материала, который мало знаком и редко встречается в повседневной жизни. Связанные высказывания ребенка фрагментарны. Ограничены возможности словообразования. Помощь с 5-летнего возраста на два года. В программе предусмотрены 3 типа занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. По содержанию: занятия по формированию лексико - граматических категорий; занятия по формированию связной речи; фонетические занятия.

4 уровень. Недостатки отмечаются в смазанном виде, но во всех речевых системах. Нечеткость звуков, трудности в тонких фонетических дифференциациях (ч-ть ), затруднения в звуко-слоговой организации. Это выражается не в отдельных словах, а во фразах, словах сложных по семантике. Ошибочность операций звукового анализа и синтеза. Помощь 1 год. Учебный год разделен на два периода.

Дети с ОНР без специальной коррекционной помощи не могут преодолеть трудности самостоятельно, следовательно не будут готовы к школе.