Подготовила и провела: учитель - логопед Исаева А.М.

МАДОУ д/с "Ладушки" г. Баймака

Проведено для прохождения аттестации

на I квалификационную категорию  14 ноября 2015 г. 

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации

звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Цель: Автоматизация правильного звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Задачи: Коррекционно – образовательные:

-закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении  звука Ш;

-учить четко произносить звук Ш в слогах, словах и предложениях;

-расширять и уточнять словарный запас;

-упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-совершенствовать слоговой анализ слов;

-совершенствовать умение словообразованию;

-упражнять в умении согласования существительного с местоимением;

-совершенствовать умение составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

-развивать речевое дыхание;

-формировать навык самоконтроля за собственной речью;

-развивать воображение, мышление, восприятие, память и внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;

-воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности.

Оборудование: Демонстрационный материал-картинка с изображением кошки, картинки с изображением артикуляционной гимнастики, разрезная картинка, картинка с изображением шкафа с полочками; баночки с бабочками, шариками, листочками; пальчиковый бассейн с наполнителем пустых коробочек от киндер-сюрпризов;  дидактическое пособие «Протяни дорожку», резинки; мячик, прищепки.

Для экспериментально – исследовательской деятельности – планшет, шарик, мешок, пакет, вода, уксус и сода.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Подари мне свою лучезарную улыбку и мы начнем наше занятие. Сегодня к нам пришел еще гость, а что бы узнать, кто это, нужно отгадать загадку:

У порога плачет, коготки прячет.

Тихо в комнату войдет –

Замурлычет, запоет.

Кто это? (Кошка)

Правильно это кошка. А кто у кошки малыш? (Котенок). Правильно это котенок. Посмотри, это котенок Пушок, опиши какой он? (пушистый, рыжий, домашний, веселый, озорной и т.п.)

  1.  Сообщение темы и цели занятия

Котенок Пушок узнал, что мы с тобой будем произносить его любимый звук Ш, пришел послушать и принес нам много интересных заданий. Давай попробуем их выполнить. А после каждого правильно выполненного задания, мы будем угощать Пушка каким – либо продуктом. Выполнив все задания, перевернув все картинки, мы узнаем, с каким подарком к нам пришел Пушок.

  1. Артикуляционная гимнастика

А вначале нашего занятия давай вместе с котенком Пушком сделаем гимнастику для язычка.

Упражнение «Чистим зубки»

Наш Пушочек утром встал

Чистить зубки побежал

Влево вправо, влево вправо

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик

Как чистюля котик.

Упражнение «Расческа»

Наш Пушок расческу взял

И расчесываться стал

Мы за ним не отстаем

Все покажем язычком.

Упражнение «Мостик»

Дальше по порядку

Делаем зарядку

Пушок спинку выгибает

Упражнение «Парус»

Пушок спинку прогибает

Упражнение «Конфетка»

А теперь язык наш – мяч

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! ура!!!

Упражнение «Блинчик»

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они

Упражнение «Вкусное варенье»

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик

Упражнение «Чашечка»

А теперь чаек попьем

Чай мы в чашечку нальем,

Пушок сыт, Пушок рад,

Пушок любит всех ребят!!

Молодец! А теперь выбирай, чем ты угостишь пушка шоколадкой, рыбой, кашей и  т.п.

  1. Дыхательная гимнастика

Пушок очень любит играть с различными предметами, которые двигаются. Посмотри и назови  их? (шарики, листочки, бабочки). Правильно!!! Давай на них подуем, пусть Пушок порадуется.

Молодец!!! А теперь выбирай  второй продукт, чем ты Пушка будешь угощать?

  1. Игра «Бассейн»

Еще котенок Пушок очень любит играть с пустыми коробочками. Давай мы тоже поиграем и отыщем среди коробочек игрушки, которые Пушок раскидал.

  1. Работа со слогами

Пушок просит помочь ему разложить найденные игрушки по полочкам. На первой полочке лежат игрушки с одним слогом, на второй полочке, лежат игрушки с двумя слогами, а на третьей полочке лежат игрушки с тремя слогами.

На 1 полочке игрушки: Шар

На 2 полочке: Мишка, шина, Маша, кошка

На 3 полочке игрушки: Волшебник, матрешка, машина

Умница!!! А теперь не забудь угостить Пушка? (Ребенок угощает и переворачивает картинку, в конце занятия из картинок выйдет целый рисунок)

  1. Игра «Протяни дорожку»

Пушок не как не может разобраться где, чья мама и где, чей малыш. Помоги Пушку понять, протяни дорожку от мамы к малышу.

У мышки – мышонок

У лягушки – лягушонок

У кукушки – кукушонок

У черепашки  - черепашонок

А теперь чем же ты его угостишь?

  1. Игра с мячом «Жадина»

Давай ты сейчас превратишься в очень жадного мальчишку. Я тебе буду бросать мяч, и говорить какое – либо слово, а ты будешь ловить мяч и, бросая мяч мне, говорить, что это мое, мой, моя, мои. Хорошо начали…

Мой – шарф, шофер, шампунь

Моя – бабушка, шоколадка, лошадка

Мои – шорты, карандаши, игрушки

Мое – солнышко

А теперь попробуй ты вспомнить какое либо слово со звуком Ш.

На этот раз, чем угостишь Пушка?

  1. Пальчиковая гимнастика

Ой!!! Посмотри наш котенок загрустил, давай с ним поиграем и пальчики по разминаем.

Кусается больно котенок малыш

Он думает – это не пальчик, а мышь

Но я, же играю с тобою, глупыш.

А будешь кусаться, - скажу тебе кыш!!!

Угощай Пушка и переворачивай картинку.

  1. Игра «Попугай»

Теперь представь, сто ты Попугай. Попугаи, что обычно делают? (Повторяют). Вот и ты будешь за мной повторять.

Ошка – ошка села кошка уокошка.

Ышка – ышка – побежала в норку мышка

Ша – ша – ша поймай-ка, кошечка, мыша

Ошки – ошки – мышка любит крошки

На этот раз, каким продуктом угостишь Пушка? (угощает и переворачивает картинку)

  1. Экспериментально – исследовательская деятельность.

(Видео - демонстрация на планшете) Мы научились с тобой четко произносить звук Ш, но не только ты умеешь его произносить, но и шарик когда сдувается, может ШШШипеть,  гуси, змеи, котята тоже ШШШипят, на ветру или под ногами листья могут ШШШелестеть, пакет либо мешок ШШШуршать, а еще у меня есть волшебный порошок посмотри и послушай он тоже может ШШШипеть (опыт с уксусом и содой).

  1. Итог занятия

Спасибо нашим пальчикам

Спасибо язычку

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

Молодец!!! Ты так хорошо занимался и много узнал, что тебе больше всего запомнилось на занятии, в какие игры мы играли? Ты теперь очень хорошо произносишь звук Ш и котенок Пушок этому очень рад. Переворачивай последнюю картинку, собери целую, и мы увидим с каким подарком к нам пришел Пушок.

И он тебе дарит воздушный шарик…