Дислалия

Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. 
В логопедии выделяют две  формы дислалии в зависимости от  локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:

  1. функциональную
  2. механическую (органическую).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.Причиной возникновения функциональной дислалии чаще  всего является то, что окружающие своевременно нефиксируют внимания  на недостатках произношения ребенка, имитируют его неправильную речь, непомогая ему преодолеть трудность произношения того или иного звука; общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); избирательное нарушение фонематического слуха; подражание неправильной речи окружающих.


Механическая дислалия появляется в следствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты  языка (короткая  подъязычная уздечка).
При  функциональных дислалиях может  нарушается воспроизведение  одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
  В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две  формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов нарушены.

Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.

В основе акустико-фонематической дислалии лежит не достаточная несформированность фонематического слуха. При этой форме дислалии имеется несформированность операций опознавания, узнавания, смежных акустических признаков звуков и принятие  решения о фонеме. При данной форме дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция  слухового различения некоторых фонем.


К форме артикуляторно-фонематической дислалии  относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков. Эти явления могут наблюдаться среди  звуков одинаковых по способу образования, между аффрикатами, сонорами.


Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах). 


Для обозначения искаженного произношения звуков речи используются термины, которые образованы от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:

ротоцизм — дефект произношения [р, р'];

ламбдацизм — [л, л'];

сигмацизм — свистящих и шипящих звуков;

йотацизм — йот;

каппацизм — [к, к'];

гаммацизм — [г, г'];

хитизм — [х, х'].

Когда отмечается замена звука на другой, то в этом случае к названию дефекта прибавляется приставка пара-: параротацизм, парасигматизм и др.