Выступление на совещании заведующих на тему:
«Игра как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»


Подготовила: Исаева А.М. учитель – дефектолог 
МАДОУ ЦРР д/с «Кубэлэк» г. Баймак
Дата: 19 февраля 2020 г.


(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! (в руках красный шарик, который лопается) 
Вот так бывает и в жизни – человек так сильно злится, что буквально лопается от злости, но многие взрослые способны совладать со своим гневом, а вот дети не всегда.
- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети, а может встречаются агрессивные коллеги? 
- Удается ли вам погасить конфликт, снять эмоциональное напряжение за короткий срок и создать ситуацию для настроя на примирение и сотрудничество? 
(Слайд 2) Что такое агрессивное поведение вы можете увидеть и прочитать на слайде.
Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других. Дети порой так равнодушны к красоте, жестоки к животным, насекомым и растениям. Много времени проводят перед телевизором, компьютером. Примеры злых персонажей увлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко проявляется склонность к злу, которое получает каждодневную подпитку от разного рода «мультиков» и «ужастиков».
Не секрет, что почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, и он становится «грозой всего детского коллектива», источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
(Слайд 3) Обычно, что я наблюдаю, как воспитатели справляются с агрессивными детьми. Ребенка сажают на стул, повышают голос, выводят из группы (в спальню или же в соседнюю группу). А ведь такие дети нуждаются в любви, ласке и понимании, как и любой другой ребенок. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
     В своей практике я тоже столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей и поняла, что необходимо искать приёмы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент.
Я попробовала применить игровые упражнения как метод воздействия и профилактики детской агрессии и увидела положительные результаты.
(Слайд 4) Методик, входящих в игровую терапию множество и вероятнее всего ваши коллеги их используют в своей практике. Это читают художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, потешки), просматривают мультфильмы поучительного характера, проводят беседы, используют метод куклотерапии. Проводят психогимнастику, спортивные игры или развлечения. Обращаются к психологу, которая в свою очередь проводит релаксотерапию, которая тренирует фантазию у детей, учит направлять свое внимание на внутренние ощущения при расслаблении. Очень полезно при этом музыкальное сопровождение – прослушивание негромкой, спокойной музыки. 
Очень нравятся детям игры с песком, глиной, водой, которые поглощают негативную психическую энергию. Следующий метод проективное рисование, так называемые «Листки страха» или «Листки гнева», когда ребенок может нарисовать своего обидчика или свой страх на листке бумаги, а потом смять и порвать его, разряжая негативные эмоции.
Выше перечисленные методы вам знакомы, а теперь хочу продемонстрировать вам некоторые приемы разрешения конфликтных ситуаций при помощи нестандартного оборудования. 
1) (Слайд 5) Например, труба «Крик» поможет выплеснуть негативные эмоции и снять напряжение. Можно провести игру «Кто громче крикнет», что поднимет настроение детям. 
Громче в трубку покричи,
Через голос злость уйди!
2) (Слайд 6) «Крышечки-обзывалочки» позволят снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Мы крышечки возьмём
и друг друга назовем:
Я – редис, ты – ананас,
И помиримся тот час!
3) (Слайд 7) Пособие «Мешочек грязных слов».
Вот мешочек с чернотой.
Ты скорей его открой,
И слова все грязные,
Очень безобразные
Ты скорей туда бросай
И мешочек закрывай!
4) (Слайд 8) Пособие «Молот гнева», поможет выплеснуть гнев и отрицательную энергию.
Если злишься ты, дружок,
То возьми-ка молоток,
молоток волшебный –
Больше ты не вредный.
5) (Слайд 9) «Подушка-колотушка» и мягкие перчатки 
Есть подушка-колотушка,
Это нужная игрушка.
Ты побей ее рукой,
Станешь ты совсем не злой!
6) «Колокольчик радости» поможет выразить радостные эмоции и очистить от нехороших мыслей.
В колокольчик позвони,
Всех вокруг оповести –
Злость прошла и я теперь
Самый лучший из друзей.
7) «Золотой дождь» очищает от негативных эмоций и заряжает доброй энергией.
Дождик, дождик золотой
Заряжает добротой.
Если выберут тебя,
Будешь добрый от дождя!
8) (Слайд 10) Пособие «Мягкие клубочки». Мягкие прикосновения очень нравятся детям и приносят им удовольствие.
Мягким клубочком поведу
Я по вашим ручкам
Нежность, радость подарю
мальчишкам и девчонкам!
9) (Слайд 11) «Волосы тюленя, собачки». Ребенка, которого охватил гнев, можно отвести в сторону и познакомить и попросить заплести косичку тюленю, также можно привлечь и двух обидчиков одновременно и попросить их заплести в знак примирения. Во время совместной работы дети успокоятся и агрессия уйдёт.
10) (Слайд 12) Антистрессовые игрушки (Сюда входят антистрессовые подушки, мягкие – забавные игрушки, антистрессовая ручка, спинеры, сквиши и лизуны)
Главная цель этих игрушек - помочь справиться с напряжением, отвлечься, расслабиться, поднять настроение. Специалистами доказано, что они способны производить терапевтический эффект. Они очень полезны для гиперактивных, тревожных, эмоционально неустойчивых детей, для детей, у которых есть навязчивые действия (дети, которые в состоянии эмоционального напряжения грызут ногти, дергают волосы, стучат ножками, ручками) В подобных ситуациях игрушка - антистресс занимает руки, способствует отвлечению, успокоению. 
    В конце своего выступления предлагаю вам и вашим коллегам использовать несложные игровые технологии для подавления агрессивного поведения у детей. Организовать в группах уголки для уединения либо уголки для снятия психоэмоционального напряжения.
   (Слайд 13) Спасибо за внимание!!!